Процесс переходности – как объект социальных наук
Общей чертой всех переходных периодов в развитии общества является то, что коренное преобразование его парадигмальных (институциональных) основ, как правило, сопровождается глубоким кризисом - условием существования людей - формированием совершенно новой социокультурной реальности. В этой новой социокультурной среде люди "задыхаются" от избытка неопределенности и дефицита надежды на преодоление кризиса. По этой причине, наверно, анализ человеческого существования в условиях переходного периода, проводимый различными исследователями, обнаруживает много общих черт. Сходство картин переходной жизни, переживаемой людьми в различных странах, находит свое выражение и в соответствующих научных анализах. Результаты анализа переходных реалий нашей страны можно проецировать на любое другое трансформируемое общество, поскольку люди во все времена и во всех странах реагировали на тотальные переходные катаклизмы сходным, весьма болезненным, образом. Переходное состояние общества переживается простыми люди крайне болезненно, и такое их поведение мотивируется особенностями процессов, происходящих в обществе в этот период. Этот вывод можно проиллюстрировать картиной переходной жизни, которую дает Т. Лестер: "Когда нарушается равновесие, перестают действовать прежние типы человеческого поведения, а новые ценности, в которых ощущается необходимость и которые рано или поздно появятся, становятся угрозой старым, привычным моделям. Когда нарушается равновесие, растет неопределенность. Никто не знает точно, что должен делать, чтобы добиться успеха, никто не может дать общее определение тому, что такое успех, и даже тому, что морально, а что аморально . Китайское проклятие "Желаю тебе жить в интересные времена" весьма точно отражает реальные человеческие воззрения. Интересные времена - это период перемен, когда человеческое поведение должно меняться. Сказать человеку, что он должен измениться, если хочет выжить, равносильно пожеланию, чтобы он горел в адском пламени» (9, с.207-208).
Как видно, вышеприведенные интерпретации переходных состояний в развитии общества очень схожи, несмотря на то, что в одном случае анализируется современное состояние азербайджанского общества, а во втором – переходное общество вообще. Такие совпадения в оценке особенностей переходной жизни не случайны: они указывают на то, что в состоянии переходности общество предстает как качественно новый социум, который своим своеобразием резко отличается от нормального общества. Переходная жизнь предстает как особое бытие в "пограничной экзистенции" - хаотической и неопределенной. Жизнь в таком переходном состоянии предстает как безнадежное метание между двумя нормальными состояниями общества - уже необратимым прошлым (применительно к Азербайджану - советским) и еще не возникшем (официально декларируемым курсом на демократическое будущее). Анализ кризиса с экзистенциональной позиции позволяет увидеть сквозь драматичные коллизии человеческой жизни многие особенности переходного состояния общества. Именно с этим аспектом переходного кризиса, как правило, сталкиваются простые люди, и их видение проблем, как правило, не совпадает с научным взглядом. Для ученых и политиков переходность обычно предстает как системный кризис общества, сопровождаемый коренной ломкой структуры и трансформацией ключевых элементов (институтов) в новое состояние. Не подлежит сомнению, что переходное состояние одинаково воспринимается теоретическим (научным) и обыденным сознанием как сложный клубок весьма актуальных проблем. В то же время своеобразие уровней сознания оказывает определенное влияние, как на видение проблем, так и на модели поведения в поле проблематики. Другими словами, переходное общество самобытно преломляется в обыденном и научном сознании. Если первое пассивно следует за переходными метаморфозами и реагирует на новации "в догоняющем режиме", то второе - настраивается на активный поиск способов управления переходным процессом. Эти особенности можно представить в виде следующей образной формулы: простые люди - объекты манипуляции переходными новообразованиями (в том числе "новой элитой") - становятся заложниками кризиса, в то время как ученые и политики заняты поиском процедур манипуляции ситуацией и обществом в целом.