Процесс переходности – как объект социальных наук
Новейшая история Азербайджана разворачивается как сложный "переходный процесс" в развитии общества и государства. Как известно, термин "переходность" в науке используется для выражения специфичных состояний любой динамичной системы - в том числе особой фазы в развитии общества. Такое переходное состояние общества столь своеобразно, что уместно говорить о его кризисном состоянии - болезненном отклонении от нормальной линии развития. В фазе переходности общество теряет стабильность, а его развитие сопровождается ростом хаоса и неопределенности. В данном состоянии общественные процессы приобретают специфичный "бессистемный" характер, и в этом смысле "переходное (транзитное) общество" структурно и функционально резко отличается от нормального общества.
Как известно, современное мировое сообщество представляет "семейство стран", которые подразделяются на различные группы в зависимости от их принадлежности к той или иной цивилизационной (социокультурной или этно-конфессиональной) системе, по уровню или механизму развития, отношению к модернизации или демократизации и т.д. Во всех современных классификациях особое место отводится категории "переходных стран". Ныне в мире в таком "переходном состоянии " находятся несколько десятков стран. Понятно, что эти страны отличаются от других своим переходным статусом: это указывает на то, что они характеризуются некоторыми общими чертами, присущими всем переходным обществам. С другой стороны, общеизвестно, что современные переходные страны, при наличии общих "переходных черт", резко отличаются друг от друга, как предкризисными историческими линиями развития, так и кризисными пертурбациями. Так, в частности, из общего класса современных переходных стран (порядка 50) исследователи выделяют специфичный подкласс "постсоветских переходных обществ", в который входит и наш Азербайджан.
Постсоветские переходные страны возникли на почве уникального по природе и механизму политического и геополитического коллапса - развала "советской системы". По этой причине все эти страны стали заложниками специфичного переходного состояния: благодаря системному кризису, поразившему советское общество и подготовившему его спонтанный распад, постсоветские страны были обречены на прохождение особых трансформационных процессов перехода от тоталитарного прошлого к демократическому будущему. Внутренний (то есть имманентный) кризис советской системы стал главным спусковым механизмом ее коллапса, в результате которого все новые государства попали в состояние "переходного развития", характеризуемое своими особыми чертами.
И не удивительно, что новейшая история всех постсоветских (в том числе и Азербайджана) стран, начинается с системного кризиса советской системы – ее трансформации в переходное состояние (этот процесс начался с эпохи "горбачевской" гласности и перестройки). Для всех этих стран "переходный период" стал своеобразным "системным наказанием", компенсирующим позитивы обретения ими независимой государственности.
Переходный период, переживаемый ныне всеми странами СНГ, стал закономерным следствием процессов саморазложения советского общества. Этот внутренний системный кризис и явился основным источником трансформационных процессов, он же задал главный вектор переходных изменений. Так что для этих переходных обществ наиболее "серьезной проблемой является преодоление системного наследия социализма" (1, с.69). Перефразируя известную фразу Карла Маркса о "призраке коммунизма", можно сказать, что по всем переходным странам постсоветского пространства ныне "бродит призрак советской системы", который существенно отличает их от других переходных стран и создает специфично сложные препятствия на пути их продвижения к демократическому порядку. Происходящие в постсоветском обществе переходные метаморфозы (преимущественно негативные на ранней стадии), так или иначе, обусловлены процессами преодоления деструктивного наследия прошлого. Этим обстоятельством и объясняется то, что переходные преобразования в странах СНГ, несмотря на некоторые локальные особенности этого процесса в том или ином обществе, имеют много общих черт: "Речь идет о переходных - в социально-экономическом и общественно-политическом плане - социумах, где потребности доминирующей политической элиты не интегрируют и выражают, а подменяют собой еще не сложившиеся общественные интересы. Социальная однородность, политическая однотипность государств СНГ - мета их родовой общности и остаточный признак не вполне утраченного единства постсоветского пространства. Для всех государств СНГ равно характерно сходная социальная структура: доминирующая, номенклатурная по своему убеждению элита, слабо разбавленная новыми сверхбогатыми с полукриминальным прошлым, незначительный и весьма зависимый слой мелких предпринимателей, основная масса населения, существующая близ или за чертой бедности, утратившая прежнюю социальную стратификацию и еще не обретшая новой, постоянно расширяющийся люмпенизированный слой и, наконец, криминалитет, который в постсоветских обществах вполне может быть квалифицирован как системообразующий элемент социально-экономической структуры" (2, с.57-58). Этот, в целом верный, анализ в случае с Азербайджаном можно дополнить некоторыми реалиями, порожденными специфичным течением переходных процессов в нашем обществе: карабахская война, миллион беженцев, угроза гражданской войны, вынужденная миграция и т.д.