Процесс переходности – как объект социальных наук
Несомненно, что сходство протекания переходных процессов в постсоветских странах имеет объективную предысторию и системные предпосылки, но при этом даже в условиях советской действительности каждая республика сохраняла свои социокультурные, религиозные особенности, которые, так или иначе, отражались в общих политико-экономических процессах социализации (в плане их причастности к социалистическому универсуму). А после развала советской системы и "парада суверенитетов", а также углубления кризиса переходности, эти "специфичные аспекты" стали проявляться более колоритно и оказывать все возрастающее влияние на политико-экономические процессы. Так что при анализе проблем переходности постсоветского общества следует уделять повышенное внимание не только на моменты сходства, но и, прежде всего, на те различия, которые, в частности, характерны для переходного состояния азербайджанского общества. Несомненно также, что в ходе исследования коллизий переходности нашего общества можно и нужно принимать в расчет присущие всем постсоветским странам факторы и мотивы, но наряду с этим, и в гораздо большей степени, необходимо подробно анализировать все те явления, которые порождены сугубо "азербайджанским" контекстом. Такой "двуединый" подход к проблематике переходности постсоветского общества важен в плане выявления более полной картины реального переходного состояния нашего общества. Лишь в рамках такого подхода нам удастся подобрать ключ к решению большинства проблем переходного периода - разработать эффективную стратегию вывода азербайджанского общества из полосы кризиса.
Общеизвестно, что в результате кризиса и коллапса "нормальной советской системы" все постсоветские страны оказались в поле трансформационных процессов. Пользуясь концепцией Куна, можно квалифицировать такой системный кризис как разрушение парадигмальной основы советских обществ (бывших республик), в результате чего последние перешли в особое состояние (аморфно-хаотическое и неустойчиво-неопределенное), которое и передается понятием "переходное состояние" или "переходное общество". Перемены затронули все сферы жизни, и они были столь значительны, что в совокупности характеризовали "переходное общество" как совершенно новую политическую и социокультурную реальность, которая существенно отличалась от прежней - социалистической - действительности. Поэтому естественно, что к переходным реалиям никак не могли адаптироваться "советские люди".
Когда общество вступает в переходную фазу развития, спонтанно запускаются процессы разрушения его структуры и в результате трансформаций возникает совершенно новая социокультурная среда "хаоса и неопределенности", которая существенно деформирует жизнь людей. При анализе особенностей переходного периода в развитии общества, как правило, напрашивается аналогия с обычной болезнью: когда человека неожиданно поражает серьезный недуг, его жизнь мгновенно преображается радикальным образом, и он превращается в объект пристального и сочувственного внимания окружающих - родственников, друзей, врачей. Нечто подобное произошло и с советским обществом: оно как бы неожиданно впало в болезненное переходное состояние и в силу этого стало объектом пристального и повышенного внимания со стороны не только ученых и политиков, но и простых людей. Аномалии столь очевидны, что они начинают оказывать заметное влияние и на умонастроение людей. Этот аспект также характеризует "переходное общество" как особое его состояние. Так, Азимова Р.Д. рассматривает переходный период в развитии общества как специфичный "социологический феномен (исторически сложившаяся болезненная полоса общества), в котором интенсивно нарастает ломка мировосприятия и мировоззрения человека. Здесь обновление миропонимания личности выступает условием качественного обновления общества в целом" (3, с.16).