Молодое поколение на рынке труда
Работа в области молодежно-подростковой занятости предполагает создание специализированных молодежных бирж труда и предприятий по трудозанятости подростков. Наиболее эффективными муниципальными предприятиями являются те, которые что-либо производят, где подросток в процессе работы может получить определенную профессиональную подготовку и навыки работы на предприятии, в трудовом коллективе.
Таким образом, молодежь на рынке труда представляет собой достаточно уязвимую категорию граждан, вопросы контролирования и помощи которой являются вопросами государственной политики. Намечая перспективы организации занятости подростков и молодежи, необходимо уделять внимание поддержке новых форм:
– создания малых производств, способных более полно занять молодежный и женский труд;
– организации квотирования рабочих мест через законодательные акты, закрепляющие требования к работодателю по приему на работу молодежи, а также систему льгот для него;
– создания более эффективных и устойчивых механизмов организации временной занятости подростков.
Вопрос об эффективности государственной молодежной политики остается актуальным. Государству пока слабо удается мобилизовать молодежную инициативу в общественных интересах. Программы должны предусматривать более тесную увязку основных элементов государственной молодежной политики с основными механизмами реформирования российской экономики и социальной сферы в целом. Необходимо вновь проработать практику бюджетных выплат на цели государственной молодежной политики. Компенсаторные действия должны быть строго ограничены четко выделенными категориями нуждающихся в помощи молодых людей и точно очерченным кругом задач. Основные же усилия должны быть направлены на конкретное воплощение инвестиций в молодежь. Эта установка предполагает иной подход к расчетам финансовых средств на цели поддержки молодежных и детских объединений. Смысл его – в прогнозировании позитивных последствий от таких социальных вложений, как в обозримой, так и особенно в отдаленной перспективе.
Образование вообще и профессиональная подготовка в частности выступают как социальный институт формирования и воспроизводства рабочей силы, обеспечения подготовки молодежи к вступлению на рынок труда в соответствии с требованиями этого рынка. Однако очевидно, что рынок труда в России все еще слабо воздействует как регулятор развития на сферу образования, и это порождает много проблем, затрудняя вступление молодежи в трудовую жизнь и оптимизацию баланса трудовых ресурсов.
Наиболее дискомфортно чувствует себя молодежь. Юношам и девушкам, окончившим школу и решившим пойти работать, трудоустроиться практически невозможно. Работодатели становятся все более разборчивыми при отборе кадров. Сегодня они не возьмут, скажем, впервые ищущего работу молодого парня, имеющего водительское удостоверение категории «С», предпочтя ему водителя-универсала с удостоверением, позволяющим работать на любом транспортном средстве. То же самое относится и к механизаторам. Высокие требования предъявляются и к квалифицированным кадрам: высшее образование, опыт работы по специальности, а в последнее время и умение работать на персональном компьютере. Только такой профессионал сегодня может рассчитывать на интерес со стороны работодателя и надлежащую зарплату.
А для этого необходимо учиться. Все из тех же экономических соображений работодатель стремится получить готового специалиста, и в нынешних условиях его уже никто не заставит принять на должность инженера человека, не имеющего специального образования, взять бухгалтером или хотя бы учеником бухгалтера вчерашнюю выпускницу школы. Тем не менее, далеко не все после окончания школы стремятся продолжить учебу. Очень часто не готовы к этому оказываются и родители, причем не только по финансовым соображениям.