Молодое поколение на рынке труда
Главными чертами социальной ситуации в России является нестабильность, противоречивость жизни в настоящем, неопределенность в отношении будущего. Нестабильностью характеризуются многие общественные структуры, социальные институты, в которые включена молодежь. Это относится и к системе образования, где каждый год меняется ситуация с платностью обучения и требованиями к знаниям абитуриентов; и к сфере занятости, где положение в течение рассматриваемого периода непрерывно ухудшалось; и в целом к затянувшемуся экономическому и политическому кризису в стране. Размытыми стали ценности и нормы, разнонаправленным – идеологическое воздействие.
Усилению напряжённости на российском молодёжном рынке труда способствовали: трансформационный кризис российской экономики, демографический фактор, переход предприятий в руки частных собственников, ликвидация рабочих мест с менее жёсткими требованиями и создание новых с более жёсткими условиями найма. Существующая система подготовки и переподготовки кадров не отвечала новым требованиям, что значительно уменьшило шансы трудоустройства молодёжи, впервые выходящей на рынок труда, на престижные должности в новых секторах экономики, оставляя для молодых людей рабочие места, не требующие высокой квалификации.
Реформы в области труда и занятости ликвидировали бронирование рабочих мест для молодёжи. Лица, впервые выходящие на рынок труда и не имеющие профессионального образования, утратили гарантию трудоустройства и оказались социально незащищёнными на рынке труда.
На протяжении семидесяти с лишним лет государство являлось единственным монопольным работодателем. До начала 1991 г. действовало законодательство, закрепляющее принцип всеобщей занятости. Приток молодых кадров происходил двумя путями:
- для выпускников школ и лиц, закончивших профессионально-технические училища и решивших идти на производство;
- выпускники других учебных заведений распределялись с учетом вакансий, с обязательным условием работы на данном месте в течение нескольких лет.
Формирование комплекса рыночных отношений в сфере занятости началось с изменения приоритетов государственной политики: отказа от конституционных гарантий права на труд, сохранения за государством лишь функции содействия трудоустройству граждан. Кроме того, расширились права руководителей в вопросах найма и увольнения работников, что предполагало более эффективное использование рабочей силы.
Открытый опрос, проведенный в сети Интернет осенью 2004 года, показал, что проблема трудоустройства названа респондентами в качестве самой распространенной среди российской молодежи. Распределение проблем по степени значимости представлены в таблице.
Ухудшение условий вступления молодёжи на рынок труда привело к тому, что молодёжь стала одной из самых многочисленных групп населения среди официально зарегистрированных безработных. Анализ процессов, происходящих на рынке труда, показывает, что с наибольшими трудностями объективного и субъективного характера молодёжь сталкивается именно в сфере трудовых отношений.
Какую из проблем современной молодежи вы бы назвали самой важной?
Безработица, проблема с трудоустройством |
34 | |||||||||||||||||||
25 | ||||||||||||||||||||
Трудности с получением образования |
18 | |||||||||||||||||||
17 | ||||||||||||||||||||
Материальные проблемы |
15 | |||||||||||||||||||
18 | ||||||||||||||||||||
Алкоголизм, наркомания |
13 | |||||||||||||||||||
11 | ||||||||||||||||||||
Жилищно-бытовые проблемы |
9 | |||||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||||||
Отсутствие внимания к молодежи со стороны государства |
4 | |||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||||
Неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие стабильности |
3 | |||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||
Общая негативная оценка современной молодежи |
3 | |||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||
Отсутствие организованного досуга |
3 | |||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||
Безделье, незанятость |
3 | |||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||
Отсутствие цели в жизни |
2 | |||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||
Проблемы в семье |
2 | |||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||
Невозможность реализовать себя |
2 | |||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||
Отсутствие идеалов, бездуховность |
2 | |||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||
Социально-экономический кризис в стране |
2 | |||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||
Другое |
1 | |||||||||||||||||||
1 | ||||||||||||||||||||
Нет проблем |
1 | |||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||
Нет ответа, ответ не на тему |
16 | |||||||||||||||||||
13 | ||||||||||||||||||||
0 |
5 |
10 |
15 |
20 |
25 |
30 |
35 |
40 | ||||||||||||
Россия |
Москва | |||||||||||||||||||