Психосоциальная работа и проблемы консультативного процесса
Важным этапом консультативной работы по вопросам занятости является профессиональное консультирование, может включать в себя две или три встречи с клиентом и продолжаться 1,5 часа и более. В ходе его проведения изучаются профессиональные интересы клиента, выявляются психологические и психофизические особенности личности доставляются рекомендации по наиболее приемлемой для клиентов сфере деятельности, направлению профессионального обучения. На этом этапе может выясниться, что клиент нуждается в психологической поддержке. Личностная психологическая консультация необходима тем безработным, которые находятся в состоянии депрессии со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроением плохим самочувствием. Такие люди испытывают определённые трудности в общении как с близкими людьми, так и потенциальными работодателями.
Во время профессионального консультирования с целью выявления лиц, способных успешно работать по той или иной специальности может проводиться профотбор. С помощью компьютерного или других видов тестирования определяют возможности, личностные качества, способности безработного. Они соотносятся с требованиями, предъявленными профессией к человеку. Анализ результатов по определенным критериям позволяет решить, может ли он успешно работать по интересующей его специальности. В ходе профессионального консультирования широко применяется тестирование клиентов по методике «Карта интересов». С её помощью определяется их склонность к одному из направлений деятельности: «человек-природа», «человек-техника», «человек — художественный образ», «человек-человек». Затем идет совместное обсуждение профессий, входящих в направление, и определяет та из них, которую выбирает клиент.
Профессиональное консультирование завершается выбором профессии, аргументацией в пользу выбранной профессии и направлением клиента к консультанту по трудоустройству. Профессиональное консультирование позволяет повышать обоснованность выбора гражданами вида деятельности и формы занятости в соответствии с личными склонностями и рынка труда.
Консультант по трудоустройству, используя имеющийся компьютерный банк данных по вакансиям, осуществляет поиск подходящей работы для обратившихся граждан. Он выдаёт направления на работу и осуществляет контроль за своевременной явкой безработных к работодателю. К функциональным обязанностям консультанта по трудоустройству относится выявление причин отказа предприятий и организаций в приеме на работу граждан, направленных службой занятости, а также причин личного отказа граждан от предложенной им работы. При необходимости консультант по трудоустройству вправе направить безработного к профконсультанту для выбора нового вида деятельности или осуществления профессиональной переподготовки. Консультант по трудоустройству также может рекомендовать своему клиенту встретиться со специалистом по оргнабору и работам или со специалистом по самозанятости в целях участия в специальных программах занятости населения.
Таким образом, консультирование располагает большими возможностями позитивного воздействия на граждан, нуждающихся в социальной поддержке и испытывающих трудности в социальном общении. Все большее применение консультативная деятельность получает в различных сферах социальной работы, в формировании ее инновационных технологий.