Психосоциальная работа и проблемы консультативного процесса
Когда люди сталкиваются с проблемами, которые не могут решить сами, когда близкие, члены семьи или чиновники не в состоянии помочь изменить ситуацию — возникает потребность в социальном посредничестве и консультировании, социальной работе и социальных работниках.
Функция социального работника как посредника заключается в том, чтобы объяснять и представлять интересы одной стороны другой стороне, а также создавать условия, при которых клиент социальной работы в максимальной мере может сам изменять свою ситуацию, быть полноценным участником собственной жизненной ситуации.
Посредническая деятельность социального работника начинается с диагностики социальной ситуации клиента, уточнения его проблемы, затем устанавливается связь с организацией, потенциально способной решить проблему клиента. Кроме того, социальный работник должен овладеть навыками сбора точной информации о то организации, к услугам которой он прибегает. На следующем этапе посреднического процесса социальный работник совместно с клиентом делают выбор учреждения, к услугам которого собираются обратиться. После осуществления выбора учреждения социальный работник помогает клиенту установить контакт с избранной организацией. Важным моментом последнего этапа является то, что социальный работник должен не просто направить клиента в организацию способную ему помочь, но и проконтролировать процесс установления и налаживания контакта между клиентом и специалистами учреждения, а затем оценить итоговый результат проделанной работы.
Зачастую социальный работник должен выступать посредником в конфликтной ситуации (трудовой спор, семейный кризис, межпоколенные конфликты). В данном случае необходимы определенные профессиональные умения и навыки, в том числе коммуникативные.
Коммуникации являются неотъемлемой частью посредничества. Совместные обсуждение позволяют людям достичь соглашения, уменьшают недоверие, обеспечивают их взаимную выгоду. Коммуникативные средства общения делятся на вербальные (лексика, стилистика, грамматика, формообразование, стиль) и невербальные (мимика, жесты, интонация голоса, паузы, покашливания, рукопожатия, касания, поглаживания, средства, связанные с запахом)
Существует ряд типичных механизмов воздействия общающихся друг с другом:
1. Заражение — бессознательное воспроизведение эмоционального состояния в условиях взаимодействия с другими людьми на основе сопереживания с ними.
2. Внушение — одностороннее целенаправленное заражение внушающим человеком посредством речевого воздействия. Мотивируются те или иные действия. Более внушаемы лица с инертной системой, до 15— 16 лет, у девушек конформность на 10—15% выше.
3. Убеждение — осознанное, аргументированное, логически и фактически обоснованное воздействие на систему взглядов, и представлений, а также мотивационно-ценностную систему другого человека. Существуют механизмы убеждающего воздействия - факторы, связанные с процессами информирования и аргументирования (объяснение, выдвижение тезиса, указание-демонстрация сравнение и различение); приемы аргументации — ссылки на авторитеты, доказательство фактами, аналогия, эксцесс, инцидент).
4. Подражание - усвоение формы поведения человека на основе как осознаваемой, так и неосознаваемой идентификации себя с ним – «поступать как другой».
Общение подразделяется на деловое и межличностное. Деловое - это взаимодействие людей, в котором его участники выполняют социальные роли, это формальное общение, основанное на статусной позиции. Межличностное общение не имеет жесткой регламентации поведения, эмоций, интеллектуальных процессов. Психологи утверждают, что именно дефицит межличностного общения и неспособность осуществлять его отрицательно влияют на деятельность и душевное самочувствие людей. Психологически полноценным общение становится только при взаимодействии партнеров на равных, когда не допускается ущемление достоинства каждого и делается поправка на своеобразие друг друга. Настоящее межличностное общение – это общение диалогическое. Для достижения позитивных результатов коммуникации важно помнить о некоторых принципах общения:
- равенство позиций общающихся, минимизация социальной дистанции, общение не основано на позициях превосходства и подчинения;
- доверительная взаимная открытость обеих сторон;
- отсутствие «оценочного» измеряющего отношения, к каким бы то ни было сторонам индивидуальности каждого;
- взаимное принятие друг друга как неповторимых и цельных личностей.
Только организация диалогического общения дает большие возможности творческого преобразования личности.
В коммуникативных профессиях, следовательно, и в социальной работе важным моментом выступает компетентность в общении. Компетентный означает «знаю в определенной области». Важным показателем компетентности в общении является отношение человека к собственным ценностям — насколько он их рефлексирует. Рефлексивная культура является составляющей компетентности. Именно рефлексивно - эмпатийное развитие человека обеспечивает позицию децентрализации в отношении с партнером, умение смотреть на ситуацию общения не только «со своей колокольни» Основа коммуникативной компетентности - социальный интеллект, т.е. способность понимать самого себя, других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события.