Психосоциальная работа и проблемы консультативного процесса
Перечисленные принципы являются основой формирования толерантного отношения к любым проявлениям человеческой индивидуальности, что значительно влияет на характеристики социальных дистанций, устанавливаются индивидом, группой, обществами.
Под социальной дистанцией в социологии понимают восприятие различия социального статуса участниками социального взаимодействия. Инструментом эмпирического измерения социальной дистанции является так называемая шкала Богардуса. В социальной психологии социальная дистанция определяет расстояние, которое индивид стремится сохранить между собой и другим человеком. В социальной практике социальная дистанция поддерживается посредством всевозможных ритуалов и знаков различия, которые конструируются культурой, проявляются в виде всевозможных стереотипов, стигм, ярлыков и предрассудков и накладывают свой отпечаток на социокультурные отношения и транзакции. Этические принципы социальной работы и основные правила социального консультирования, общения с клиентом в первую очередь предполагают:
- доброжелательное, терпимое и безоценочное отношение к клиенту;
- уважение личности клиента и самоценности каждого человека;
- уверенность в человеческой способности к изменению, росту и улучшению;
- эмпатию, индивидуальный подход;
- уважение прав клиента, стремление к социальной справедливости;
- анонимность консультирования , соблюдение конфиденциальности.
Консультирование в социальной работе может быть очным и заочным (дистантным). Дистантное консультирование не предполагает общения лицом к лицу, например практика работы телефонов доверия, переписка. Дистантное консультирование предполагает особое внимание и тщательный профессиональный подбор социальных работников, особое внимание стоит уделить развитию коммуникативных навыков социального работника, поскольку в процессе заочного консультирования особое значение имеют особенности и характеристики речи (тембр голоса, скорость речи, паузы, тон). Существует разнообразие форм социального консультирования, например, психолого-педагогическое, семейно-терапевтическое, медико-социальное, социально-правовое, профессиональное консультирование. Консультирование как социальная технология имеет большие возможности и огромный потенциал использования для решения социальных проблем, смягчения и предотвращения социальных патологий.
Социальное консультирование — это квалифицированный совет, помощь лицам, испытывающим различные проблемы их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм общения. В рамках социального консультирования можно выделить следующие направления: медико-социальное, психолого-педагогическое, социально-правовое, социально-управленческое и др. Вероятно, правомерно выделять и социономическое направление консультирования
Социальный работник в связи со спецификой своей профессиональной деятельности зачастую выполняет функции людей разных профессий: юриста, психолога, педагога, менеджера и даже священника, выслушивая порой исповеди своих подопечных. Следовательно, социономическое консультирование включает в себя элементы других направлений социальной консультативной деятельности. Но всё же по своей сути оно ближе к психологическому. Поэтому, как нам представляется, правомерно социономическое консультирование называть социально-психологическим.
Основной целью социономического консультирования является оказание помощи клиенту в решении его социальных проблем и в налаживании межличностных отношений с окружающими. Такая консультативная деятельность позволяет клиенту расширить представления о себе собственной ситуации, а затем пережить в себе свои новые возможности. Клиент в результате консультации должен принять ответственность на себя за происходящее с ним. Особенность технологии консультирования состоит в активизации резервов и внутренних сил клиента ля решения проблемных, кризисных или конфликтных ситуаций.
При проведении социономического консультирования важно придерживаться основных принципов этой деятельности, Ряд исследователей (А. А. Осипова и др.) вполне справедливо выделяют шесть основных принципов социально - психологического консультирования
- доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту;
- ориентация на нормы и ценности клиента;
- запрет давать советы;
- анонимность консультирования;
- включенность клиента в процесс консультирования;
- разграничение личных и профессиональных отношений.
Социально-психологическое консультирование предполагает использование своеобразных приемов и методов работы с клиентами. К их числу обычно относят: наблюдение, тестирование, внушение, убеждение, информирование, метод художественных аналогий, минитренинг, консультационный инструктаж и др.
Одним из оснований для классификации консультативного воздействия является пространственная организация консультаций. С этой точки зрения ученые (В. Ю. Меновщиков и др.) выделяют два вида консультирования: контактное («очное») и дистантное («заочное») Для контактного консультирования характерно то, что консультант встречается с клиентом, и между ними проходит беседа. Дистантный вид консультативной деятельности предполагает прямого общения с клиентом лицом к лицу. В данном случае общение происходит по телефону или по переписке.