Инструментарий изучения отношения молодых жителей г. Красный Кут к гражданскому браку
Быт оказывает огромное влияние на другие области социальной жизни и, прежде всего, на труд, общественную деятельность, психологический настрой и поведение людей.
Быт очень влияет и на чувства молодых людей друг к другу. Чувство – это высший продукт развития эмоций человека, которые возникают в онтогенезе как результат конкретных ситуативных эмоций. Чувства отвечают высшим социальным потребностям и выражают отношение человека к общественным явлениям, другим людям, самому себе (нравственные, эстетические, родительские, дружеские). В отличие от эмоций чувствам присущи стабильность, независимость от функционального состояния организма и конкретной ситуации. Личности свойственна иерархическая система чувств; содержание доминирующих чувств определяет направленность личности. Сильно, абсолютно доминирующее чувство называется страстью. Сформированные чувства становятся главными детерминантами эмоциональной жизни человека, от которых зависит возникновение содержание ситуативных эмоций.
Исходя из задач исследования, нужно отметить, что информированность молодежи о незарегистрированных формах брака можно интерпретировать как наличие определенных знаний, представлений о данном явлении. Причем наличие у субъекта достоверных сведений об объекте будет свидетельствовать о высокой степени информированности (свыше 50 % правильных ответов). При наличии недостоверных сведений или совершенном отсутствии сведений об объекте можно говорить о низкой степени информированности (ниже 50% правильных ответов).
В нашем исследовании применялся традиционный метод сбора информации, а именно выборочный опрос. Наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид опроса – анкетирование. Анкетирование широко применяется для получения информации о фактическом положении вещей в изучаемой области, о мнениях, интересах и мотивах деятельности опрашиваемых. В нашем случае анкетирование проводилось по месту жительства. На сегодняшний день анкетный опрос считается одним из наиболее оперативных способов сбора первичной социологической информации.
В социологическом исследовании нередко объектом исследования являются массовые явления или большие социальные группы: молодежь, учащиеся, рабочие, предприниматели. Организационные, финансовые трудности, как правило, не позволяют опросить всех. Поэтому в каждом исследовании (в том числе и нашем) перед социологом стоит проблема выборки, т.е. определение такой части общей совокупности, опрос которой будет достаточным для получения достоверной информации.
Выборка основана на законе вероятности (при достаточно большом повторении того или иного явления, отдельные случайные признаки или параметры нивелируются и на первый план выходят закономерности). Выборка репрезентативная, т.е. отражает значимые основные характеристики генеральной совокупности, являются ее моделью. На репрезентативность выборки влияют: размер (если выборка слишком мала, она не может представить все необходимые характеристики населения в достаточном объеме, но большая выборка не всегда гарантирует полную репрезентативность); отбор - наиболее важный фактор обеспечения репрезентативности. Выборка является репрезентативной, если в ней представлены все признаки генеральной совокупности. Выборочная совокупность - это доля общего числа генеральной совокупности, обладающая всеми характеристиками людей, включенных в общую совокупность.