Инструментарий изучения отношения молодых жителей г. Красный Кут к гражданскому браку
Под объективными факторами понимается движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные черты, не зависящая от субъекта действия. В данном исследовании объективными факторами незарегистрированных браков является материальное благосостояние и уровень образования.
Материальное благосостояние – это размеры и виды доходов населения, структура потребления и питания. Под доходами населения понимается совокупность денежных и натуральных поступлений, получаемых отдельным лицом или семьей (домохозяйством) из различных источников в течение определенного периода (в статистике обычно год или месяц) и расходуемые на потребление, накопление, различные сборы и налоги. По классификации ООН, к доходам населения относят все поступления, получаемые гражданами, в том числе от операций, связанных с капиталом отдельных лиц, включая операции, которые они осуществляли в качестве владельцев не корпорированных партий.
Индикаторами дохода будут: низкий доход – до 1000 рублей на одного члена семьи в месяц; средний доход – от 1001 до 2000 рублей на одного члена семьи в месяц; высокий доход – более 2001 рубля на одного члена семьи в месяц.
Под уровнем образования будем понимать положение людей в иерархии системы образования. Образование – это совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом самостоятельно, либо в процессе обучения в специализированных учебных заведениях. Различают начальное, основное, среднее, высшее, общее и специальное (профессиональное) образование; техническое, гуманитарное, естественнонаучное.
В систему общего образования входят:
Начальное образование. Оно проходит в нашей стране с 1 по 4 классы общеобразовательной школы.
Среднее образование: неполное среднее (5-9 классы), полное среднее (10-11 классов).
Высшее образование происходит в высших учебных заведениях.
Специальное образование происходит в среднеспециальных учебных заведениях (техникумы, колледжи).
Отдельно нужно выделить среднепрофессиональное образование (ПТУ, профессиональные училища).
Индикаторами уровня образования будут: начальное образование, неполное среднее, среднее, среднеспециальное, среднепрофессиональное, неоконченное высшее, высшее.
Под субъективными причинами понимается внутренняя движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные черты, зависящие от субъекта действия. К ним можно отнести ценности, установки, интересы и мотивы действующего субъекта.
Мотив – понятие, используемое в психологии для анализа и описания сферы побуждения субъекта к деятельности. Мотив – предметное содержание потребности, для удовлетворения которой субъект осуществляет активную, направленною деятельность. Побуждение субъекта к деятельности связано с его потребностно-мотивационной сферой.
Потребности – это объективные характеристики человека как субъекта потребления благ, необходимых для его сохранения, функционирования, развития.[31]
Одним из мотивов, побуждающих молодых людей вступать в незарегистрированный брак, - проверить свои чувства в обстановке быта.
Быт – это сфера внепроизводственно-экономической и социальной жизни, включающая деятельность, связанную с удовлетворением материальных потребностей людей в пище, одежде, жилище, поддержания здоровья, и деятельность, связанная с освоением духовных благ, культуры и общением, отдыхом, развлечениями. В широком смысле, быт – это уклад повседневной жизни.