Методы социологических исследований
Социологическая теория предполагает, что между различными факторами (различными переменными) имеются причинно-следственные отношения. Поскольку в социальной реальности наблюдается скорее взаимовлияние факторов, оказывается крайне необходимым установить, в чем же именно оно проявляется.
При подготовке эксперимента обязательно выделяются зависимые и независимые переменные. Независимыми переменными называются такие факторы, которые оказывают влияние на другие факторы (например, уровень образования определяет социальное положение). Соответственно, зависимой переменной является фактор, который находится под влиянием независимой переменной (в нашем случае это социальное положение).
Эксперимент предполагает разделение участников как минимум на две группы - экспериментальную и контрольную. В зависимости от целей эксперимента групп может быть больше, чем две, однако сущность эксперимента можно показать и на таком предельном случае. Экспериментальная группа помещается в условия, в которых ее члены оказываются под воздействием изучаемого фактора; контрольная группа влиянию данного фактора не подвергается. Затем обе группы исследуются одинаковыми методиками и в соответствии с одним планом, а результаты сравниваются. Естественно, различие результатов не всегда может зависеть от влияния независимой переменной, однако в большинстве случаев мы можем получить таким образом весьма достоверные данные.
Несмотря на то, что эксперимент - в том числе и по этическим причинам - является преимущественным средством естественных наук и именно оттуда был заимствован социологией, он использовался и понимающей социологией, отрицавшей жесткий детерминизм внутри социальных систем и ориентированной на гуманитарные методы и изучение роли конкретного человека в построении социальной реальности.
Сущность кризисного эксперимента состоит в нарушении базовых ожиданий относительно поведения того или иного лица.
Кризисный эксперимент, в частности, показывает, что выдвижение гипотез (в том числе и в социологии) направлено не только на объяснение и описание причинно-следственных связей: оно имеет важную функцию стабилизации образа окружающей индивида социальной реальности.
Наблюдение - это метод социологии, предполагающий непосредственный контакт исследователя с изучаемым явлением.
Различают включенное и невключенное наблюдение. При включенном наблюдении исследователь вступает в контакт с участниками исследуемого взаимодействия и в той или иной степени сам становится его участником; люди, за которыми он наблюдает, знают об этом. Невключенное наблюдение предполагает, что участники взаимодействия не знают о том, что за ними осуществляется наблюдение, а наблюдатель не принимает участия во взаимодействии.
Если опрос и эксперимент обычно связаны с проверкой гипотез, то наблюдение направлено главным образом на понимание реальных факторов, которые оказывают влияние на поведение индивидов. Исследователь наблюдает изучаемые факты в тех условиях, в которых они имеют место: в школах, тюрьмах, трудовых коллективах и т.д. Нередко в этом случае исследование начинается без четко сформулированных гипотез или с гипотезами, которые впоследствии уточняются.