Методы социологических исследований
Опрос - это метод социологического исследования, заключающийся в целенаправленном обращении к конкретной группе людей с целью выяснения их мнения и взглядов, а также способов поведения в определенных ситуациях.
Опрос может быть: индивидуальным или групповым (в зависимости от того, сколько лиц опрашивается одновременно); устным и письменным; массовым и экспертным (в зависимости от того, кого опрашивают: только экспертов или простых респондентов); одноразовым и неодноразовым.
Опрос может проводиться на генеральной совокупности, то есть на всем множестве лиц, которые имеют отношение к изучаемому вопросу. Генеральной совокупностью в предельном случае может быть все общество, однако практически это очень сложно. По этой причине с опросом на генеральной совокупности мы имеем дело лишь при переписи населения; в определенном смысле как опрос на генеральной совокупности могут быть рассмотрены выборы и референдумы.
Гораздо чаще опрос проводится на выборочной совокупности, то есть части лиц, имеющих отношение к изучаемому вопросу. Обязательным требованием при опросе на выборочной совокупности является следующее: выборочная совокупность должна представлять структуру генеральной совокупности с точки зрения категорий людей, соотношения между ними и т.д., то есть быть peпpeзентативной.
Выборочная совокупность может формироваться по разным принципам: случайная выборка осуществляется из всего множества возможных респондентов методом случайных чисел. Она возможна лишь тогда, когда известны все потенциальные респонденты опроса; систематическая выборка предполагает вычисление интервала пропуска данных; стратифицированная выборка заключается в разбиении генеральной совокупности на страты (слои), а затем из каждого из них осуществляется выборка; кластерная выборка учитывает распределение респондентов на группы по географическому признаку (например, жители центра и жители окраины города); целевая выборка - это выборка, осуществляемая по усмотрению опрашивающего, который произвольно выбирает опрашиваемых (но при этом он обязательно должен руководствоваться определенными принципами); многоступенчатые выборки сочетают в себе все указанные способы (или некоторые из них). При этом на каждом этапе выборка осуществляется по разным принципам (например, сначала - кластерная, затем стратифицированная по возрасту, затем случайная выборка).
Различают два вида опроса: интервью и анкетирование.
Социологическое интервью - это устный вид опроса, при котором социолог находится в непосредственном контакте с опрашиваемым (респондентом); роль исследователя заключается в постановке перед опрашиваемым вопросов и фиксации его ответов. Стандартизированное интервью предполагает, что опрос проводится в соответствии сжестким планом, предполагающим определенное число вопросов, которые расположены в строго определенном порядке. Нестандартизированное интервью больше напоминает беседу, в которой исследователь не связан очень жесткими требованиями, хотя и руководствуется планом в примерным перечнем вопросов, которые следует задать.
Анкетирование - это письменный вид опроса, при котором контакт между исследователем и опрашиваемым (респондентом) осуществляется при помощи анкеты. Анкетирование может быть электронным - в случае, если используется компьютер. Анкета может распространяться через прессу, по почте (с предварительного согласия респондента). Однако наиболее эффективным является так называемый раздаточный опрос, когда анкетер вручает анкету и ждет, когда она будет заполнена: только в этом случае можно гарантировать возвращение анкеты.