Дезадаптация несовершеннолетних правонарушителей как социально-педагогическая проблема

а) исследование причин асоциального и противоправного поведения молодежи (Игошев К.Е., Райский Б.Ф., Буянов М.И., Фельдштейн Д.И. и др.);

б) описание социально-психологического портрета юного асоциала (Братусь Б.С., Заика Е.В., Иванов В.Г., Крейдун Н.И., Личко А.Е., Меликсетян А.С., Фельдштейн Д.И., Ячина А.С. и др.);

в) рекомендации по ранней диагностике и профилактике отклоняющегося поведения (Алемаскин М.А., Арзуманян С.Л., Баженов В.Г., Беличева С.А., Валицкас Г.В., Кочетов А.И., Миньковский Г.М., Невский И.А., Потанин Г.М., Прейскурант Е.Н., Пстронг Д. и др.);

г) особенности системы перевоспитания в условиях специальных учреждений (спецшкола, спецПТУ, воспитательная колония) несовершеннолетних правонарушителей (Андриенко В.К., Башкатов И.П., Гербеев Ю.В., Данилин Е.М., Деев В.Г., Невский И.А., Медведев А.И., Пирожков В.Ф., Фельдштейн Д.И., Фицула М.Н., Хмурич Р.М.).

Мы полагаем, что исследования современных психологов, педагогов, криминологов, направленные на изучение несовершеннолетних правонарушителей, подтверждают жизнеспособность идей Макаренко А.С., который утверждал, что несовершеннолетние правонарушители обычные дети, «способные жить, работать, способные быть счастливыми и способные быть творцами». Современные исследования выявляют нейтральность в криминогенном отношении самих по себе естественно-органических свойств человека и возможность формирования нравственных качеств личности несовершеннолетних правонарушителей.

Учитывая преобладание социальных факторов, которые обусловливают дезадаптацию подростка, социальные признаки ее проявления и необходимость в коррекции форм и методов взаимодействия с подростком, можно говорить о десоциализации несовершеннолетнего. Данный термин уже используется в научной литературе (Беличева С.А., Прейкурант Е.Н.), и под ним понимается социализация, совершаемая под влиянием негативных десоциализирующих факторов, которые приводят к социальной дезадаптации, имеющей асоциальный противоречивый характер, к деформации системы внутренней регуляции и формированию искаженных ценностно-нормативных представлений и антиобщественной напряженности.

Не считая, что десоциализация имеет только противоправную направленность, а также представляя себе психолого-педагогические механизмы вывода субъекта из данного состояния, понятием «десоциализация» мы определяем наличие в структуре личности подростка некоего дезадаптационного комплекса, имеющего социальную обусловленность, с одной стороны, социальный характер проявления - с другой, и возможность создания социально значимых и социально благоприятных психолого-педагогических условий, способных вывести подростка из данного состояния – в третьих. То есть десоциализация - отсутствие в структуре личности системы социальных знаний, социальных навыков и социального опыта, необходимых для успешного функционирования и самореализации в позитивном социуме, и попытка компенсировать это «уходом в себя», социально неодобряемыми или негативными формами коммуникативного взаимодействия либо включенностью в асоциальную среду.

Понимая, что десоциализация подростка имеет не только социальную, но и возрастную обусловленность (повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, неадекватность реакций на «раздражения» внешней среды, колебания настроений, повышенная конфликтность обостренное стремление к эмансипации и самоутверждению, избранность интересов, повышенная критичность к взрослым и т.д.), всю работу по профилактике и преодолению данного состояния необходимо построить с учетом особенностей несовершеннолетнего возраста. Отечественная психология и педагогика имеет достаточный материал для субъектов профилактики в виде работ Божович Л.И., Выготского Л.С., Коломенского Я.Л., Кона И.С., Мудрика А.В., Петровского А.В., Фельдштейна Д.И. и др., посвященных проблемам особенностей физиологических, психических и социальных преобразований личности в несовершеннолетнем возрасте, формам и методам педагогически обоснованного взаимодействия с данной категорией молодежи.

Следует отметить, что далеко не все субъекты предупреждения правонарушений несовершеннолетних, особенно на стадии раннего предупреждения, имеют дело с работой, связанной с восстановлением утраченных или не соответствующих возрасту сформированных социальных навыков, т.е. с ресоциализацией.

Таким образом, раннее предупреждение правонарушений несовершеннолетних включают в себя не только собственно предупреждение (в узком смысле), но и ресоциализацию несовершеннолетнего, которую мы рассматриваем в качестве социальной основы раннего предупреждения и, которая требует своего законодательного закрепления.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6