Общие положения о развитии в молодости
Молодежь овладевает наиболее сложными способами интеллектуальной активности в самых разнообразных и современных областях науки и техники; в интеллектуальном и физическом труде. Усвоенные знания, навыки, умения не только реализуются, но и получают своё дальнейшее развитие и творческое совершенствование (М.В. Гамезо)
Наибольшее количество заключаемых браков приходится на период от 22 до 25 лет. Молодости присущ оптимизм: человек уже начал действовать в плане осуществления своих идеалов и жизненных целей, он трудится над утверждением своего предназначения. Бывают, конечно, и трудности, но они не кажутся непреодолимыми. Минуты отчаяния, сомнения, неуверенности кратковременны и проходят в бурном потоке жизни, в процессе освоения все новых и новых возможностей. Главная цель молодости, подчеркивает А.В. Толстых[5], состоит в реализации возможностей саморазвития человека.
Вместе с тем именно в молодости имеются серьезные проблемы с развитием самосознания. Как отмечал Б.Г. Ананьев, наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость) и личности (гражданская зрелость) не совпадают во времени. В связи с этим необходимо ознакомиться с понятием аномия. Под аномией понимаются различные виды нарушений в ценностно-нормативной системе общества, такие, как ценностно-нормативный вакуум (своего рода отсутствие норм); низкая степень воздействия социальных норм на индивидов, неэффективность их влияния в качестве средства социальной регуляции поведения; неустойчивость и расплывчатость, а порой и противоречивость нормативных предписаний; противоречие между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, регулирующими средства достижения этих целей. Аномия порождает циничное и безответственное отношение молодежи к закону, игнорирование требований общественной морали, приводит к росту преступности среди подрастающего поколения, дезориентации в выборе жизненного пути, к снижению социального статуса семьи, к пренебрежению нравственными ценностями.
В период молодости происходит выравнивание темпов развития отдельных сторон личности. Но тем не менее в зависимости от жизненной позиции, стиля жизни, развитие будет преобладать каком-то направлении.
Так же к концу периода молодости наступает кризис 30-летия (в 28 33 года). У людей изменяется представление о мире и о себе, часто даже разрушается прежний образ жизни. И.С. Кон[6] отмечает, что никто не может реализовать себя полностью. Самоанализ выявляет эту нереализованность.
Представления о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами, не удовлетворяют человека. Он, как бы оглядывается назад, на свой прожитый путь, обнаруживает, что жизнь его несовершенна, что он мало сделал по сравнению с тем, что мог бы сделать, что он не достиг желаемого. Происходит критический пересмотр своего «Я», жизненных целей, планов и ценностей.
Возникает задача самоопределиться в новых обстоятельствах жизни, с учетом реальных возможностей.
Этот кризис молодости свидетельствует о том, что человек переходит на новую возрастную ступень возраста зрелой личности (взрослости).
Кризис 30 лет возникает вследствие нepeaлизованности жизненного замысла. Если же при этом еще и переосмысливаются ценности, то речь идет о том, что жизненный замысел вообще оказывается неверным. Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни. С этим периодом связаны поиски смысла существования.
Достижение цели, по Франклу, имеет в виду дocтижение мотива. Смысл, таким образом. то, что связывает цель и стоящий за ней мотив, это обращение цели к мотиву (если цель и мотив, как это обычно бывает, не совпадают).
Отсюда вывод, по В. Франклу: проблема смысла жизни возникает тогда, когда цель не соответствует мотиву.
Согласие с миром, способность быть самим собой вот тот мотив, депривация которого оборачивается потерей смысла жизни. Каждый молодой человек должен обрести смысл своей жизни.