Общие положения о развитии в молодости
Возрастные границы молодости разными авторами определяются в разных промежутках развития. Так, В. Квин[1]: 18 40 лет; Г. Крайг молодость включает в раннюю взрослость (20 40 лет).
Молодость охватывает период жизни от окончания юности (20 23 года) примерно до 30 лет, когда век «более или менее утверждается во взрослой жизни» (А.В. Толстых).
Условно определяя молодость в пределах от 20 23 лет и до 30, надо иметь в виду, « .что "молодежь" не столько возрастное понятие, пишет И.В. БестужевЛада, сколько социальное и историческое». К этой категории в разные времена и в различных слоях общества относили людей разного возраста.
Здесь основным критерием часто служит понятие: «начинающий». «Молодой ученый», «Молодой работник», «Молодой поэт» И т. д.
Молодость для большинства молодых людей и студенческая пора.
Молодость это и самоопределение и начало профессиональной деятельности.
Молодость это и выбор спутника жизни, семейная жизнь, воспитание детей.
Психофизиологические функции достигают в этот период оптимума своего развития:
· оптимум цветовой чувствительности, остроты зрения, сенсомоторные реакции и многое другое наблюдаются около 20-25 лет (Е.Ф. Рыбалко[2]);
· средний возраст олимпийских чемпионов среди женщин 23,6 лет, для мужчин 25,3 года; · активно развиваются интеллектуальные и вербальные функции (Б.Г. Ананьев[3]);
· в период молодости происходит общесоматическое развитие, достигает своего оптимума физическое и половое созревание.
Если в начале молодости преобладают юношеские черты, то к 30 годам они замещаются характеристика ми взрослости.
В молодости может сохраняться гетерохронность развития, согласно которой различные стороны личности развиваются независимо. Если Л.С. Выготский [4]отмечал, что в отрочестве происходит несовпадение во времени трех сторон его развития: интеллектуального, полового и социального, то Б.Г. Ананьев указывает на несовпадение во времени наступления зрелости чело века как индивида (физическая зрелость), как личности (гражданской зрелости), как субъекта познания и труда (умственная зрелость и трудоспособность). В период молодости происходит выравнивание темпов развития отдельных сторон личности. Но тем не менее в зависимости от жизненной позиции, стиля жизни, развитие будет преобладать в каком-то направлении.
Одни авторы считают, что развитие когнитивной сферы индивида прекращается на рубе же 18-20 лет, в последующие годы происходит снижение интеллектуальных показателей. Другие доказывают, что в период молодости, ранней взрослости когнитивное развитие продолжается.
Динамика и направление развития Когнитивной сферы может быть как положительной, так и отрицательной. И динамика развития когнитивной сферы человека при достижении молодости (ранней взрослости) в значительной степени имеет индивидуальноситуативную обусловленность. С. Пако считает, что в этом процессе участвуют внутренние и внешние факторы. К внутренним факторам относится одаренность индивида. У более одаренных индивидуумов интеллектуальный прогресс длительный, инволюция наступает позже и происходит медленнее, чем у менее одарённых. Внешние факторы это социально-экономические и культурные условия. После школы образование носит не столько обязательную, сколько личностную обусловленность. Большую роль играет самообразование и самореализация. И развитие когнитивной сферы связано с развитием и формированием личности.
Начало молодости воспринимается как положительное и ценное чувство, человек начинает строить будущее, ориентируясь на жизненную перспективу в целом. Во всех сферах (социальной, профессиональной, эмоциональной, личностной) обнаруживается стремление к самовыражению. Профессиональная карьера набирает свои обороты. Строительство семьи стремление женщин, хотя они в не меньшей степени, чем мужчины, устремлены и на карьерные цели.
Развитие молодого человека (по В. Окум) в контакте 3-х самостоятельных систем, связанных с различными аспектами его Я:
· Я как индивидуум
· Я как член семьи
· Я как работник
В молодости человек наиболее способен к творчеству, к формулированию эвристических гипотез, максимально работоспособен, поэтому прогресс в разных областях научного знания во многом связан с деятельностью молодежи.