Механизм социального тестирования и распределения индивидов внутри социальных слоёв
Мобильность социальных объектов и ценностей, как и мобильность индивидов, может принимать две основные формы – горизонтальную и вертикальную. Когда социальным объектом начинают пользоваться всё большее число лиц принадлежащих к одному и тому же классу (безотносительно к стране), то это является примером горизонтальной мобильности этого объекта. Когда социальным объектом используемый определённым слоем, пересекает классовые границы и начинает распространяться внутри других групп, то говорят о вертикальной циркуляции. Благодоря современным, скоростным средствам информационных коммуникаций, СМИ и. т.п., любая новая новые идеи, нормы, правила, новости, художественные произведения становятся достоянием мировой общественности, ни то что в минуты, а в секунды и в мгновения. Поэтому не стоит удивляться, что в прошлом, для распространения какой-нибудь новой идеи требовался период в несколько сотен лет, именно из-за отсутствия таковых средств.
Ещё одной важной формой горизонтальной циркуляции, является внутрипрофессиональная циркуляция индивидов - это переход из одного места работы в другое, смена профессии на профессию, но той же квалификации. Такие переходы, зачастую не ведут за собой сколько-нибудь изменений в вертикальном направлении. И эти виды внутрипрофессиональной циркуляции или текучести кадров относят, поэтому к разряду горизонтальной, внутрипрофессиональной мобильности. Интенсивность и объёмность в общем зависит как от свойств конкретного индивида (среди неквалифицированных рабочих текучесть гораздо больше), так и от организации труда на конкретном предприятии. Несомненно, немаловажное значение имеет и возраст, и стаж работы сотрудника.
Когда разведённый мужчина или разведённая женщина вновь вступает в брак, мы можем говорить междусемейной циркуляции. В большинстве случаев, подобное междусемейное перемещение индивидов не сопровождается сколько-нибудь, заметным изменением его положения по вертикали. По этой причине междусемейную циркуляцию рассматривают, как разновидность горизонтальной циркуляции. Нарастающая междусемейная циркуляция свидетельствует о том, что институт семьи слабеет и разрушается, о чём свидетельствует и стремительное нарастание числа разводов.
В современном обществе также наблюдается заметный рост передвижений индивидов из одной страны в другую. Под этими перемещениями понимается не просто территориальная миграция индивидов из страны в страну, когда они сохраняют своё прежнее гражданство, а как раз его смена.
Современное общество также динамично, в том отношение, которое касается передвижения индивидов из одной религиозной группы в другую. Религиозные взгляды населения меняются постепенно. Периоды, когда эти изменения накапливаются, кажутся совершенно неподвижными. Действительно, изменения эти накапливаются, достигают своей точки насыщения, видимо прорываются наружу и заявляют о себе в виде самой настоящей религиозной революции, сопровождающийся резкими изменениями затрагивающими численность и характер существующих религиозных групп. Такие периоды наступают время от времени, как проявление постепенно накопившихся изменений, религиозных представлений и бывают отмечены чрезвычайно интенсивным переходом из одной религиозной группы в другую, исчезновением одной существующей религии и появлением новых.
Часть 6. »Последствия социальной мобильности её влияние на жизнь общества и личности»
Более интенсивное перемещение с места на место - в вертикальном и горизонтальном направлениях - в значительной мере мешает установлению строгих обычаев и незыблемых норм морали. В иммобильном обществе такое установление происходит гораздо успешнее, поскольку любая социальная ячейка обладает своими строгими обычаями, а индивид внутри такой ячейки занимает своё постоянное место. Членами мобильного общества, которые являются либо «временными постояльцами» той или иной ячейки, либо, - «как мотылек, все время порхают с места на место, а в каждой ячейки и на каждом месте свои стандарты и своя мораль, членами такого общества нельзя привить строгие и определённые навыки жизни, да и сами навыки не отличаются тем постоянством, какое свойственно традициям, установившимся в неподвижном обществе. Отсюда-большая моральная неустойчивость членов мобильного общества; отсюда его нынешняя деморализация и отсюда высокий уровень преступности в настоящее время. (П. А Сорокин» Социальная мобильность. »2005г).