Модели жизнеустройства детей социальных сирот
Рассмотрим институт передачи ребенка под патронат на примере Закона Алтайского края от 06.03.2000 г. (ред. от 27.12.2001 г.) N 15-ЗС "О порядке передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на патронат в семьи граждан". Этот нормативный акт предусматривает передачу ребенка совершеннолетним дееспособным лицам в соответствии с договором, "предусматривающим двусторонние обязательства об условиях содержания и воспитания детей". К Закону прилагается типовой договор, после заключения, которого у сторон возникают следующие права и обязанности. Воспитатель должен обеспечить обучение, воспитание, а также "полноценное питание и содержание" ребенка. При этом в договоре должен быть указан некий материальный "вклад" воспитателя в содержание ребенка. В свою очередь орган опеки и попечительства обязуется "осуществлять материальную поддержку патронатной семьи", оказывать ей помощь, обеспечивать защиту прав и интересов детей.
Патронатные воспитатели не являются законными представителями несовершеннолетнего и не могут представлять его интересы во всех отношениях. Воспитатель не вправе давать согласие на медицинское вмешательство в отношении здоровья ребенка, не вправе заключать договор о помещении ребенка в дошкольное или иное учреждение, не может защищать интересы ребенка в суде, в отношениях с различными органами государственного управления.
В то же время это лицо в связи с принятием ребенка на воспитание приобретает целый ряд льгот и преимуществ (например, предусмотренные Законом РФ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", трудовым законодательством). Так, не являясь опекунами (попечителями) ребенка, патронатные воспитатели могут быть признаны в соответствии со ст. 96 СК РФ фактическими воспитателями ребенка и поэтому вправе потребовать взыскания алиментов в свою пользу от бывшего воспитанника, достигшего совершеннолетия [5].
Одной из перспективных форм воспитания в семье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются семейные воспитательные группы. Семейная воспитательная группа является структурным подразделением социального приюта для детей и подростков, социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних и прочих социозащитных учреждений для детей, нуждающихся в социальной реабилитации, системы социальной защиты населения. При этом дети живут и воспитываются в семье воспитателя, с которым учреждение заключает договор [17].
Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что опека (попечительство) над детьми имеет определенные преимущества от иных форм устройства детей, предусмотренных действующим законодательством. Это такая форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, которая:
- обеспечивает проживание ребенка в семье;
- обеспечивает охрану прав и интересов несовершеннолетнего со стороны конкретного физического лица, отвечающего за свои действия;
- носит временный характер;
- не влечет за собой возникновения наследственных и алиментных правоотношений;
- не предусматривает выплаты лицу, осуществляющему охрану прав и интересов несовершеннолетнего, вознаграждения за его действия;
- не предусматривает обязанности опекуна (попечителя) совершать необходимые действия за свой счет.
Из перечисленных признаков вытекает и особая задача опеки (попечительства) над детьми. Это обеспечение семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в тех случаях, когда отсутствует возможность передачи ребенка на усыновление или в приемную семью. Преимущества данной формы устройства вполне могли бы привести к широкому распространению передачи детей под опеку (попечительство).