Модели жизнеустройства детей социальных сирот
Семья является важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа его жизни. Развитие общественных отношений, влияние урбанизации и научно-технического прогресса привели к определенному сужению роли семейной педагогики в воспитании детей. Однако сужение воспитательной функции ни в коей мере не привело к утрате семьей главенства в формировании личности.
В соответствии со статьей 38 Конституции Российской Федерации, материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии со следующими принципами: приоритет семейного воспитания детей; забота об их благосостоянии и развитии; обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи [3].
Вслед за вышеперечисленным документом российское законодательство утвердило безусловный приоритет семейной формы воспитания детей. В частности, в Семейном кодексе Российской Федерации от 29.12.1995 г. за № 223-ФЗ (СК РФ), (в последней редакции от 21.07.2007 г. № 194-ФЗ) записано: «Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов. Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации» [5].
Таким образом, действующее законодательство предусматривает четыре основные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, представленные на рисунке 2.
Основные формы
устройства несовершеннолетних,
оставшихся без попечения родителей
Передача Передача Помещение
Усыновление под опеку или в приемную в специальное
попечительство семью учреждение
Рисунок 2. Основные формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.
В семейном праве РФ существует ряд институтов, имеющих своей целью обеспечение охраны интересов несовершеннолетних детей. Особое место занимают институты, призванные обеспечить защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку они способствуют передаче таких детей на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью. Согласно докладу Минобрнауки РФ "О положении детей, оставшихся без попечения родителей в 2007 году" по состоянию на 1 октября 2007 г. под опекой (попечительством) находятся 371 тысяч детей, на усыновлении - 160 тысяч, в приемных семьях - 8607, в детских домах семейного типа - 420 детей. При этом около 30 % детей, то есть более 200 тыс., находятся в учреждениях интернатного типа, домах ребенка, детских домах, школах-интернатах [34; С.21].
Выбор той или иной формы устройства ребенка возлагается непосредственно на орган опеки и попечительства. Критерии такого выбора не установлены ни законом, ни подзаконными актами. Семейный кодекс лишь указывает (п. 1 ст. 123), что при устройстве ребенка должны учитываться: "его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании" [5].