Введение
Теоретико-методологическая основа
исследования базируется на принципе мультипарадигмальности социологической науки при изучении явлений и процессов общественной жизни. В социологии наблюдается одновременное существование сразу нескольких научных парадигм, что свидетельствует о том, что социология – мультипарадигмальная наука. Идею о мультипарадигмальности как нормальном состоянии социологии впервые обосновал в 1970‑х годах американский социолог Джордж Ритцер. Мультипарадигмальность означает, что с появлением новой парадигмы ранее созданные не исчезают, растущее концептуальное разнообразие позволяет описывать и объяснять различные аспекты таких сложных явлений и процессов, каковыми являются социальные феномены.
Методологической основой исследования данной проблемы является материалистическое понимание истории, в частности принципы объективности, историзма, детерминации явлений социальной жизни, взаимосвязи объективного и субъективного в процессе формирования ценностного сознания людей. В ходе работы мы использовали культурологический подход, достижения современной теоретической социологии и философской герменевтики для истолкования текстов письменных интервью.
Применение принципа историзма в данной работе позволило провести анализ традиций и генезиса и выявить некоторые устойчивые коллективные представления населения России в отношении изучаемого предмета.
В работе в зависимости от возникающих в ходе исследования задач использовались принципы системного анализа социальных
явлений, сравнительного анализа, стратификационный и институциональный социологические подходы.
Были использованы методологические подходы социологии жизни, сферой изучения которой выступают ценности и явления жизни, а также коллективные социальные представления. Вышеназванное, несомненно, является «социальной реальностью», которая, по мнению А. Шюца, включает «всю совокупность объектов и событий внутри социокультурного мира как опыта обыденного сознания людей, живущих своей повседневной жизнью среди себе подобных и связанных с ними разнообразными отношениями интеракции. Это мир культурных объектов и социальных институтов, в котором все мы родились, внутри которого мы должны найти себе точку опоры и с которым мы должны наладить взаимоотношения».
В качестве методологической базы исследования выступают также подходы зарубежных исследователей: понимающая социология М. Вебера, учение о коллективных представлениях Э. Дюркгейма. Уникальность объекта социологии заключается в том, что он сам способен давать информацию о себе, как это может происходить при проведении опросов. Поэтому понимание мотивов, смысла, придаваемого людьми своим действиям и событиям, – социологический способ научного объяснения. То, что в социологии объяснение должно быть понимающим объяснением, доказал М. Вебер еще в начале ХХ века.
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные научные результаты обосновывают необходимость осуществления корректирующих шагов в реализации профориентации, профессиональной подготовки и трудоустройства молодежи.
Работа может быть использована в научно-педагогической работе для чтения учебных курсов по социологии, социологии культуры, социальной инновации, профориентологии, а также при проведении профориентационной и воспитательной работы.