Системно-синергетическая концепция педагогики как один из подходов к процессу формирования профессиональной культуры социального педагога
Одним из теоретических подходов к процессу формирования профессиональной культуры социального педагога в его деятельности может быть системно-синергетическая концепция педагогики
(Н.М.Таланчук). Появление концепции связано с открытием фундаментальных законов развития системного синергетизма. Согласно этим законам источником и движущей силой развития личности является системный синергетизм, понимаемый как сопряжение, соединение, слияние, интеграция и гармония различных начал.
Синергетика (в переводе с греч.) — совместный, согласованно действующий. Система (в переводе с греч.) — целое, составление из частей, соединение; множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство (Сов. эн-цикл. слов. — М.: Сов. энц. изд. — 1989. — С 1123, 1126). Поэтому личность может рассматриваться не как любое множество социальных проявлений, а как определенная система, целостность. Личность — это социально-синергетическая система. Личность определенной культуры — этносинергетическая система.
«Национальность--это особая реальность, которая во многом определяет интимно-личностную суть человеческого бытия Человеку совершенно необходимо сочетать в своем духовно-нравственном бытии принадлежность к основополагающий общности людей, и в то же время ощущать себя неотделимой частью своего народа, носителем его национальных особенностей»,--пишет доктор психологических наук, профессор Я.Л. Коломинский[6, 43-44] В этих и других высказываниях мы можем найти сотни подтверждений, характеризующих диаду"человек--этнокультура".
Опирается ли социальный педагог в своей деятельности на национальную культуру, осваивая знания и особенности национально-психологического характера белорусов, изучая процессы и закономерности формирования этнического самосознания, внедряя в практику народную педагогику? Какое место в профессиональной культуре социальных педагогов занимает компонент этнопсихопедагогических знаний? Не претендуя на глобальное рассмотрение всех этих вопросов, выделим категорию «менталитета» белорусов как наиболее значимую категорию этнопсихопедагогики и определим некоторые особенности восприятия этого феномена сегодня. Менталитет
(от франц.) — склад души, характер и стиль мышления народа, его жизнеспособность. Менталитет
— интегративная характеристика людей, живущих в конкретной культуре, которая позволяет описать своеобразие видения этими людьми окружающего мира и объяснить специфику их реагирования на него [11, 9]. Менталитет - одно из важнейших понятий, раскрывающих духовность определенной общности людей, которая исторически сформировалась в данных условиях жизнедеятельности.
Через менталитет раскрываются особенности мышления людей, обусловленных особенностями той или иной культуры.
Каков же менталитет белоруса, в чем особенности его национального характера, культурной среды, в которой сложился его образ и стиль жизни? Следует сказать, что типичным для белорусов всегда было желание владеть своей землей. Может, поэтому в белорусском фольклоре сохранилось много легенд, сказок, преданий, которые славят землю-матушку и человека-труженика. Может, поэтому сегодня гипертрофировано отношение крестьянина к земле. Особенно это хорошо видно на примере чернобыльского региона.
С.Алексиевич вспоминает: «Вот приезжаю я в Чернобыльскую зону, тракторист пашет в открытой кабине. Спрашиваю: сколько детей? Он отвечает: пять. "А почему кабина не герметизирована? Почему о жизни своей не думаете?" "А, трэба жыць, такая наша доля!"». Какой смысл этого страдания? Во имя чего оно? Ответ прост, но и сложен одновременно. Прост — потому что хлеб, взращенный в труде, — примета достатка в доме, благополучия и мира в семье, уверенности в завтрашнем дне. Пришло новое время, изменились взаимоотношения человека и природы, изменилась и культурная среда, в которой человек должен жить. Но неизменным остается чувство, выпестованное предыдущими поколениями белорусов,--чувство любви к земле.
Положение жертвы, страдальца являются характерной чертой белоруса. Это положение подкрепляется историческими сведениями о культе христианских мучеников. В приведенном примере белорусская неагрессивность приобретает гиперболизированные формы. Поэтому типичным вопросом для белорусов, особенно в экстремальных случаях, будет не "Кто виноват", а "Что я сделал не так?" Социальному педагогу необходимо учитывать такие качества личности белорусов, как терпение, терпеливость, способность претерпевать трудности, бороться, чтобы выжить.