Роль семьи в социализации ребенка
Данная ситуация усугубляется тем, что срабатывает механизм проекции на подростка своих нереализованных устремлений, мать тем самым пытается реализовать себя в нем. В такой ситуации для матери ребенок становится средством, с помощью которого можно осуществить свои мечты, надежды. Однако если этого не происходит, то у родителя возникает по отношению к подростку чувство разочарования, обиды, раздражения, которые связаны с неоправданными ожиданиями, надеждами, возлагаемыми на ребенка.
4. Влияние опыта взаимоотношений, сложившегося в прародительской семье. Формирование материнского поведения связано с ситуацией в родительской семье. Причина отвержения ребенка матерью коренится в драме взаимоотношений женщины с непринятием ее собственной матерью с детства. Эта материнская депривация сделала невозможным процесс идентификации с матерью как на уровне психологического пола, так и на уровне формирования материнской роли. Ведущая потребность женщины, отвергающей своего ребенка, – получить любовь и признание своей родной матери. Такая потребность приводит к эмоциональной зависимости от матери и во многом блокирует личностный рост женщины, не позволяя ей самой в будущем стать матерью.
Эти данные достаточно убедительно свидетельствуют о том, что матери девиантных подростков по отношению к детям испытывают отрицательные эмоциональные переживания, которые в свою очередь влияют на восприятие и интерпретацию подростками поведения родителей, их отношения к ним и самих себя.
Проведенное экспериментальное исследование показало, что в семьях девиантных подростков преобладает родительское отношение, характеризующееся как эмоциональное отвержение. В данном случае общение матери с подростком обозначено знаком неудовлетворенности, раздражения, напряжения, конфликтности. Родитель считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности.
Вместе с тем, мать устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. А также родитель не проявляет искренний интерес к увлечениям подростка, не поощряет его самостоятельность и инициативу, старается занять доминирующую позицию.
Обращает на себя внимание тот факт, что подросток воспринимается родителем как существенное препятствие, вызвавшее внутренний конфликт, который сопровождается негативными эмоциями. Эти отрицательные эмоциональные переживания периодически всплывают на поверхность в различных формах.