Роль семьи в социализации ребенка
Нужно заметить, что подростки воспринимают родителей как микрогруппу, подавляющую активность подростка, не позволяющую ему быть самостоятельным, чрезмерно стремящуюся контролировать поведение подростка, ущемляющую его права. Такое отношение родителей к ребенку воспринимается как поучение, наставление, отвержение.
Подросток постоянно чувствует раздражение родителей, это вызывает у него ощущение ненужности. Теряя чувство собственной значимости, подросток стремится отгородиться от психотравмирующей ситуации, через демонстрацию негативного, противоправного поведения – все ради того, чтобы оттолкнуть взрослого от себя.
Утрачивая полноценные отношения с родителями, они вынуждены искать новые формы и средства, чтобы добиться внимания, любви родителей, ощутить свою значимость в семье. Чувствуя себя забытым и отверженным, ребенок борется против неудовлетворяющей ситуации и, воспринимая семью как ее первопричину, он открыто выражает враждебность, активно пытается восстановить эмоциональный контакт с родителями. Для этого подросток выбирает неадекватные формы поведения и воздействия на родителей. Например, привлечение внимания с помощью действий, которые настораживают, беспокоят родителей. Подсознательно подросток приходит к выводу, что отклоняющееся поведение – это верное средство завоевать любовь и заботу родителей, удержать их около себя.
Вышесказанное свидетельствует о том, что принятие подростком определенной внутренней позиции теснейшим образом связано с особенностями межличностных отношений в семье.
Что касаемо отношения родителей подростков-делинквентов, то чаще всего они испытывают чувство разочарования, связанное с неоправданными ожиданиями, надеждами, которые возлагались на ребенка.
Матери девиантных подростков в 53% случаях воспринимали беременность как существенное препятствие, вызвавшее внутренний конфликт, который сопровождался негативными эмоциями, тревогой, смятением, чувством страха и требовал либо принятия новой жизненной позиции, либо отстаивания старой структуры отношений с миром.
Обращает на себя внимание тот факт, что матери девиантных подростков часто выражают неудовлетворенность браком, недовольство своим супругом. Они отмечают, что рождение ребенка повлекло за собой много проблем, неприятностей, трудностей.
Таким образом, результаты исследования позволяют выделить ряд социально-психологических особенностей, являющихся источником развития делинквентности подростков:
1. Неудовлетворенность супругов браком. Негативное эмоциональное состояние в неполных семьях.
2. Отвержение супруга через подростка. Мать выражает недовольство подростком, так как он получил в наследство или приобрел путем подражания многое от супруга. Среди его разнообразных черт характера оказываются и те, которые вызывают раздражение у матери. При этом подросток является объектом перевоспитания. Как правило, стремление "исправить" ребенка не приводит к ожидаемым результатам. Данная ситуация становится причиной нежелательного поведения. Под угрозу ставится положительный образ подростка или его элементы недостающего родителя, что увеличивает риск психологического срыва ребенка.
3. Неудовлетворенность жизненных устремлений. Так, данные показывают, что в 65 % случаях матери девиантных подростков не испытывали положительно окрашенных чувств к ребенку во время беременности, по их мнению, рождение ребенка повлекло за собой проблемы, неприятности, трудности. Это говорит о том, что беременность была не планируемой, мать имела далеко идущие планы или установку на "свободную жизнь". Поэтому беременность являлась существенным препятствием на пути реализации своего потенциала. Нерешенный внутренний конфликт после рождения ребенка решается внешними средствами, то есть через отношения с малышом. В глубине души мать не радуется его рождению, а сожалеет о случившемся, подсознательно продолжает воспринимать ребенка как препятствие. Поэтому отношение матери к подростку характеризуется как эмоциональное отвержение.