Понятие нормы
Другой известный психолог Э. Фромм пишет, что психически здоровый индивид продуктивен и не отчуждаем; со своими эмоциями он ощущает связь с окружающим миром, со своим интеллектом он постигает объективную реальность; он осознает свою собственную неповторимую личность и чувствует свою связь с ближними.
Следует отметить общность взглядов большинства авторов по вопросу о том, какие свойства личности могут быть отнесены к кругу нормальных. Г. Олпорт, проанализировав описания многих психологов, представил их в виде следующего перечня:
1. интерес к внешнему миру, расширение связей «Я» с внешним миром;
2. самообъективизация, привнесение своего внутреннего опыта в актуально переживаемую ситуацию, способность юмористически окрашивать действительность;
3. наличие «жизненной философии», которая упорядочивает, систематизирует опыт и сообщает смысл индивидуальным поступкам;
4. способность к установлению теплых, душевных контактов с окружением;
5. владение адекватными навыками, способностями и восприятиями, необходимыми при решении практических проблем повседневной жизни;
6. любовь и уважение ко всему живому.
Г. Олпорт выделяет ряд психологических механизмов (сказать точнее - описательных характеристик), которые свойственны нормальной личности. Это следующие так называемые анаболические механизмы:
1. активная позиция по отношению к действительности, изучение и преодоление реальности, а не бегство от нее;
2. доступность опыта сознанию (то есть способность видеть события собственной жизни такими каковы они есть, не прибегая к «психологической защите»);
3. самопознание с присутствием юмора;
4. способность к абстракции;
5. постоянный процесс индивидуализации - развитие и усложнение внутренней личности, не приводящий, однако, к аутизму;
6. функциональная автономность мотивов;
7. устойчивость к фрустрациям.
В противоположность анаболическим механизмам, обеспечивающим психическое здоровье, Г. Олпорт приводит список катаболических, патогенных механизмов (опять же, если сказать точнее, - свойств). Это:
1. пассивная позиция по отношению к действительности;
2. вытеснение;
3. другие способы защиты «Я» (рационализация, реактивные образования, проекции и замещения, всевозможные формы искажения истинного положения вещей в угоду внутреннему равновесию и спокойствию);
4. ограниченность мышления на конкретном уровне;
5 всевозможные формы «закоснения» развития.
По мнению Г. Олпорта, именно эти механизмы, качественно отличные от анаболических, характерны для различных случаев аномалий.
Затрагивая вопрос о том, насколько специфичен психологический процесс формирования аномалий личности, то есть насколько он отличается по своим внутренним механизмам от формирования нормальной личности, мы сразу сталкиваемся с острой методологической проблемой соотношения нормы и патологии, нормальных и патологических механизмов в развитии личности. Не касаясь здесь различных точек зрения и дискуссий по этому поводу, перейдем сразу к тому выводу, который вытекает из проведенного анализа.
Как показывают данные, при формировании аномалий личности действуют психологические механизмы, общие и для протекания нормальной психологической жизни. «Патология» проистекает не из того, что наряду с этими начинают действовать еще какие-то специфически патологические механизмы, а из-за того, что условия работы и протекания общих для любой психологической жизни механизмов искажаются особыми биологическими, физиологическими условиями.