Социализированность и критерии готовности к жизни

Подготовка к самостоятельной жизни воспитанников сиротского учреждения обеспечивается, если:

ü программа психолого-педагогической поддержки процесса социального развития разработана с учетом особенностей детей, развивавшихся в условиях детской депривации;

ü содержание программы ориентировано на подготовку молодых людей данной категории к самостоятельному решению основных жизненно важных проблем после выпуска;

ü условия учреждения позволяют реализовать эту программу.Преодоление неготовности к самостоятельной жизни воспитанников сиротских учреждений требует психолого-педагогической работы в следующих направлениях:

1. становление жизненной перспективы

2. формирование положительного отношения к труду

3. обеспечение продуктивности социальных контактов

Оценка социальной зрелости личности воспитанника сиротского учреждения должна основываться на таких личностных свойствах, как эмоциональная устойчивость, общительность, высокий уровень самоконтроля при общении в коллективе, спокойствие, доверчивость. Решающее условие, позволяющее говорить о возможности успешного жизнеустройства выпускника школы-интерната, – чувство удовлетворённости своим положением, своей работой, взаимоотношениями с взрослыми и сверстниками. В основе критериев оценки готовности выпускников к самостоятельной жизни лежат:

1. адекватное профессиональное самоопределение

2. готовность и умение устанавливать продуктивные социальные контакты для получения помощи

3. соответствие моральным нормам и требованиям общества

4. использование личного опыта в изменяющихся условиях.

В самостоятельной жизни выпускникам придется вступать в общественные отношения, что требует развития социальных умений и навыков личности – ответственности, умения делать выбор и работать в сотрудничестве. Необходимо разнообразить обстановку и формы социальной жизни. Поскольку речь идет о ребенке-сироте, воспитывающемся в школе-интернате, то именно здесь должна быть создана развивающая среда, максимально содействующая расширению и углублению его социализации в трех основных сферах: деятельности, общении, самопознании. Этому во многом будет способствовать активное участие детей-сирот в работе школьной детской организации при одном очень важном условии – совместной деятельности детей и взрослых, т.е. сотрудничестве. Необходимо предоставлять детям возможность предлагать свои варианты предстоящей деятельности, обустройства жизни и быта, оформления учебных помещений и школьного двора, и прийти им на помощь, не оставляя их одних в трудную минуту [16].

Таким образом, для социализации детей-сирот, формирования социальной компетенции выпускника, адекватной оценки себя и других в социуме педагогам и специалистам интернатного учреждения следует обратить внимание на развитие таких качеств личности, которые обеспечивают успешность именно в современной жизни: коммуникативную культуру, умение следовать поведенческим моделям, адекватным ситуации; умение сделать осознанный и ответственный выбор; умение работать в группе, коллективе; универсальные навыки деятельности, мотивированной на достижение успеха (умение оценить свои способности, объективную трудность задачи, умение ставить адекватные своим возможностям цели, объективно оценить причину своих неудач); способность к творческой деятельности, к продуцированию новых идей (умение решать проблемные ситуации при дефиците имеющихся средств, способов и знаний, проявляющееся в способности к обнаружению и постановке проблем; способности к генерированию большого числа идей; в гибкости и оригинальности способности действовать нестандартно, способности усовершенствовать объект, добавляя детали и др.). Именно эти аспекты следует усиливать в образовательном процессе, как в учебных занятиях, так и во внеурочное время, во внеклассной и внешкольной деятельности [13].

Перейти на страницу: 1 2 3 4