Социализированность и критерии готовности к жизни

Социализация человека осуществляется в процессе его взаимодействий с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями, агентами с помощью различных средств и механизмов [7].

От того, как происходит это взаимодействие в стихийной, относительно направляемой и относительно социально контролируемой социализации, во многом зависят самоизменение человека на протяжении его жизни и в целом его социализированность [11].

Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социализации. Об этом свидетельствует то, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины и женщины (полоролевая социализация), создал прочную семью (семейная социализация), мог бы и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни (трудовая или профессиональная социализация), был компетентным членом общества (языковая социализация) и т.п. [14].

Следует иметь в виду, что требования к человеку в том или ином аспекте социализации предъявляют не только общество в целом, но и конкретные группы и организации. Особенности и функции тех или иных групп и организаций обусловливают специфический и неидентичный характер этих требований. Содержание же требований зависит от возраста и социального статуса человека, к которому они предъявляются.

В рамках проблемы социализированности как результата социализации на каждом возрастном этапе особняком стоит вопрос о воспитанности как результате относительно социально контролируемой социализации [21].

Охарактеризовать воспитанность на теоретическом уровне весьма проблематично е связи с многообразием трактовок понятия «воспитание».

Все известные попытки охарактеризовать воспитанность с помощью эмпирических показателей вызывают те или иные возражения. Более или менее корректно это делается по отношению к таким аспектам воспитанности, как образованность, профессиональная подготовка, установки и ценностные ориентации в различных сферах жизнедеятельности и пр. Однако выявленный уровень образованности человека или его социальные установки, например, в сфере межэтнического взаимодействия, далеко не всегда соответствуют его реальному социальному поведению [14].

С этой точки зрения залогом успешной социализации можно считать формирование у человека поведенческих моделей, включающих основные элементы институциональных требований и предписаний. Американский психологи педагог Л. Колберг подчеркивал, что такой тип социализированности предотвращает ролевые конфликты в будущем, в то время как конформное приспособление к своей среде в случае ее изменения делает их неизбежными [22].

В многочисленных исследованиях все больше внимания уделяется выявлению не тех обстоятельств и характеристик, которые обеспечивают соответствие человека требованиям, предъявляемым на данном этапе его развития, а тех, которые обеспечивают успешную социализацию в дальнейшем [15].

Социализированность имеет «мобильный характер», т.е. сформировавшаяся социализированность может стать неэффективной в связи с самыми различными обстоятельствами.

Происходящие в обществе коренные или весьма существенные изменения, приводящие к ломке или трансформации социальной и (или) профессиональной структур, что влечет за собой изменения статуса больших групп населения, превращают их социализированность в неэффективную для новых условий. Переезд человека из страны в страну, из региона в регион, из села в город и наоборот также делает социализированность проблематичной.

Изменение ролей, ожиданий и самоожиданий в связи с переходом человека с одного возрастного этапа на другой, о чем шла речь выше, также может сделать неэффективной сформировавшуюся социализированность у детей, подростков, юношей [7, 18].

Таблица 1.1. Критерии и показатели социализированности

Критерии социализированности

Показатели социализированности

Ценностная ориентация

– присуща система устремлений личности и характер этой устремленности;

– сформировано представление об идеалах, смысле жизни и деятельности, которые в совокупности лежат в основе активности;

Ценностная устойчивость

– существует наличие собственных взглядов и умение их аргументировать;

Ценностная гибкость

– умение изменять свои взгляды и вырабатывать новые;

Умение самостоятельно решать свои проблемы

– сможет самостоятельно решать свои проблемы;

– имеет представление о том, как можно самостоятельно решить свои проблемы;

Наличие устойчивого интереса к чему-либо и мере его реализации

– существует устойчивый интерес к чему-либо;

– имеет представление о мере его реализации;

Креативность

– присущ творческий подход к своим планам, делам, общению;

– нестандартное решение ситуации;

Адекватность самооценки

– присуща психологическая зрелость;

– адекватное восприятие себя и своих возможностей;

Ответственное отношение к себе, делу, группе, людям

– ответственно относиться к себе;

– ответственно относиться к делу;

– ответственно относиться к другим людям;

– качественное выполнение заданий;

– ЗОЖ как приоритет;

– помощь другим людям;

Умение понимать другого человека (взрослого и сверстника)

– умение идти на контакт;

– умение понимать сверстников;

– умение понимать взрослого;

– умение вести конструктивный разговор;

Умение сотрудничать в группе

– умение идти на контакт;

– восприятие других людей как реальных членов группы;

– умение прислушиваться к другим людям;

– умение соглашаться с мнением других людей;

Сформированность отношения к другому человеку как высшей ценности

– проявление доброты внимания, заботы, помощи, милосердия;

– умение помочь другому человеку;

– умение оказывать помощь своевременно;

– оказывать помощь безвозмездно;

Характер отношений с людьми

– умение доброжелательно относиться к людям;

– умение вести конструктивный разговор;

– общительность;

– оказание помощи другим людям, поддержки и заботы безвозмездно;

Наличие жизненных планов и представлений о способах их реализации

– наличие жизненных планов;

– представление о способах реализации своих жизненных планов;

– умение реализовывать эти планы;

Толерантность

– присуща терпимость к другим людям;

– отношение к человеку не зависимо от его пола, расы и социального положения;

– равноценное отношение ко всем людям;

Умение идти на компромисс и искать конценсунс

– умение идти на компромисс;

– умение искать конценсунс;

– умение уступать людям;

– умение соглашаться с другими людьми;

– умение жертвовать своими желаниями ради других людей;

Знание своих прав и обязанностей (учащегося, абитуриента, пациента, клиента сферы услуг)

– знание своих прав;

– знание своих обязанностей;

– умение применять знания на практике;

– имеет разносторонние знания;

Знание учреждений, обеспечивающих реализацию и защиту прав

– знание учреждений, обеспечивающих реализацию прав;

– знание учреждений, обеспечивающих защиту прав;

– умение обратится в данные учреждения;

Знание об источниках и умение искать в них необходимую информацию (общекультурную, об образовании, о работе, о товарах и услугах)

– знание источников информации;

– умение найти в них необходимую объективную информацию;

Наличие практических умений

– умение шить;

– умение моделировать;

- умение конструировать;

– владение разными инструментами;

Знание способов заработать на жизнь, умение написать заявление, составить резюме

– знание способов заработать на жизнь;

– умение написать заявление;

– знания о резюме;

– умение составить резюме;

Умение качественно и продуктивно выполнять бытовую (домашнюю) работу

– знание о том, как выполнять домашнюю работу;

– умение пользоваться различными бытовыми приборами;

– умение выполнять бытовую работу;

– умение качественно выполнять домашнюю работу;

– умение продуктивно выполнять бытовую работу.

Перейти на страницу: 1 2 3 4