Цивилизация Древнего Рима
Патриции - родовая знать, аристократия, "дети первоначальных граждан Рима". Они были полноправными членами римской общины, первоначально только они и считались римским народом. Членом сената мог стать только патриций. Из их числа избирались консулы - два высших должностных лица, которые отмены монархии выполняли функции прежних царей.
Плебеи - простой народ (ремесленники, торговцы, городская чернь и т.д.). Плебеи лично были свободны, но не входили в состав родов, и поэтому не считались членами общины. Первоначально плебеи не имели никаких прав: они не допускались в народные собрания, не участвовали в религиозных обрядах, не могли вступать в браки с патрициями. Но в результате борьбы патрициев за свои гражданские права положение постепенно изменилось. В VI веке до н.э. плебеев допустили к военной службе и в народные собрания. В 451-450 годах законы "12 таблиц" уравняли в правах патрициев и плебеев. Браки между патрициями и плебеями больше не запрещались, решения, которые принимали собрания плебеев, имели силу закона, один из консулов обязательно выбирался из плебеев.
Современные историки называют Рим аристократической республикой. Однако власть сената не была безграничной. Римляне создали государственную систему, в которой различные органы могли контролировать друг друга, а это ставило преграду самовластию.
Цивилизация Древнего Египта.
Египетское государство возникло на северо-востоке Африки в долине Нила. Поэтому не случайно египетская цивилизация называлась "Дар Нила". Египетская цивилизация относится к речным цивилизациям. Жизнь Египта была очень тесно связана с природными циклами реки. В результате непрерывных тропических ливней и таяния снегов истоки Нила переполнялись, и ежегодно в июле он разливался. Почти вся долина оказывалась под водой, за исключением возвышенностей и искусственных дамб и насыпей. Через четыре месяца, к ноябрю вода спадала, и на полях оставался плодородный слой ила. В удобренную таким образом почву египтяне и сеяли различные зерновые культуры.
Первые государства в Египте возникли как религиозные центры. Во главе таких объединений стояли первосвященники-жрецы. Эти поселения назывались "номы". Каждый ном стремился к тому, чтобы его храм посещало больше людей, так как тогда именно в этот храм шли налоги. Поэтому номы постоянно соперничали друг с другом и вели борьбу за сферы влияния и территории.
Постепенно на территории Египта образовалось два государства: Верхний и Нижний Египет. Около 3000 года до н.э. царь Верхнего Египта Менес подчинил себе Нижний Египет. Объединение двух частей страны приобрело религиозный смысл. Царь объединенного Египта стал называться "фараоном", считался живым богом и олицетворял собою абсолютную власть. Вся обрабатываемая земля считалась собственностью фараона, но часть этой земли он раздавал своим родственникам и вельможам.
В средних слоях населения во II тысячелетии до н.э. появилось много зажиточных людей, с которыми не стеснялись родниться и знатные люди. Простолюдин мог превратиться в вельможу и благодаря удачному стечению обстоятельств: проявив храбрость на войне, благодаря милости царя и т.д. зажиточный крестьянин мог отдать сына на обучение, после чего тот мог стать чиновником.
Фараон управлял страной, опираясь на многочисленный бюрократический аппарат. Стать царским чиновником считалось большой честью. Чиновником мог стать только грамотный человек, успешно прошедший все испытания. Поскольку получить образование мог далеко не каждый, то чиновники считались привилегированным сословием. Они представляли власть фараона в номах, собирали налоги, вели учет хозяйственным запасам, производили перепись населения, нанимали рабочих на строительство пирамид.
Благодаря жаркому климату Сахары, до наших дней дошло очень много памятников египетской архитектуры. Самыми известными и самыми загадочными из них являются гробницы фараонов - Великие пирамиды. Строительство пирамид считалось в Египте делом государственной важности. Не было такого человека во всей долине Нила, который бы не хотел участвовать в строительстве пирамиды.
С июня по ноябрь из-за разлива реки крестьяне не могли трудиться на своих полях. И они были рады, когда каждый год в середине июня в их деревне появлялся писец фараона, составлявший списки желающих работать на строительстве пирамиды. Почти все желали этой работы, а значит, она была не подневольным, а добровольным трудом. Это объяснялось двумя причинами: каждый участник строительства во время работы получал жилье, одежду, питание и скромное жалованье. Через четыре месяца, когда воды Нила сходили с полей, крестьяне возвращались в свои деревни. Кроме того, каждый египтянин считал своим естественным долгом и делом чести участвовать в сооружении пирамиды для фараона. Ведь всякий, кто вносил свою лепту в выполнение этой грандиозной задачи, надеялся, что и его коснется частица бессмертия богоподобного фараона. Поэтому в конце июня нескончаемые потоки крестьян устремлялись в Гизу. Там их размещали во временных бараках и объединяли в группы по восемь человек. Можно было начинать работу.