Цивилизация Древнего Рима
Римская цивилизация во многих своих чертах была похожа на греческую. Поэтому между историками давно уже идет спор: существует ли самостоятельная римская цивилизация? Некоторые известные ученые отвечали на этот вопрос отрицательно. К их числу относятся прежде всего уже известные нам философы Шпенглер и Тойнби, которые считали, что история Рима - это всего лишь последняя стадия жизни единой греко-римской (античной) цивилизации. Они не видели оригинальности в римской духовной культуре и называли ее подражательной и слишком утилитарной. По их мнению, главные достижения римлян - в технике, прикладных науках, в законодательстве. А литература, искусство, философия были всецело под греческим влиянием.
Другие историки, и их большинство, утверждают, что Рим создал свою оригинальную цивилизацию, своеобразную систему ценностей и государственность, которые резко отличают его от Древней Греции. Те черты культуры, которые Шпенглер и Тойнби приписывали "вырождению", оцениваются иначе: как проявление особой направленности в развитии римской цивилизации.
Римская цивилизация, как и греческая, была морской. Климат в Италии мягкий и теплый, только на севере бывают суровые зимы. Самыми плодородными были долины рек По, Тибра, Арно. В древнейшие времена Апеннинский полуостров населяло множество племен: среди них были лигуры, умбры, венеты, а также латины, жившие в нижнем течении Тибра. Эта область, отделенная от соседей невысокими горами, называлась Лаций. Именно здесь возник центр будущей римской цивилизации.
Римляне гордились тем, что в отличие от многих других народов знают историю своей страны до глубокой древности, начиная с того дня, когда, по преданию, был основан Рим - 21 апреля 753 г. до н.э. Легенда гласит, что по приказу жестокого отца двух маленьких братьев - Рема и Ромула бросили в Тибр. Мальчики чудом спаслись, и были выкормлены волчицей. Они заложили город Рим, но Ромул, поссорившись с братом, убил его и стал первым царем и законодателем римлян.
Центральное место в системе ценностей древних римлян занимало такое понятие, как патриотизм (представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой назначенных им победах). Рим рассматривался как высшая ценность, а долг гражданина состоял в том, чтобы служить ему всеми силами, не щадя жизни.
Классическое рабство достигло в Риме наивысшего расцвета. Когда родовая община начала распадаться, основной ячейкой общества стала семья - фамилия, в которую входили родители, их дети и внуки, рабы. Фамилия напоминала общину в миниатюре: отец (на латыни pater familias) полностью распоряжался своими домочадцами. Его решения никто не мог оспорить, даже власти. Глава фамилии владел всем имуществом, имел право казнить, наказывать или продавать в рабство своих родственников. После смерти отца сыновья наследовали его имущество и становились главами своих фамилий. Распространение рабства привело к противопоставлению раба и свободного гражданина. Слова "раб", "рабский" стали синонимами всего низкого, недостойного, заслуживающего презрения.
"Рабскими" занятиями в Риме считались ремесло, сочинение пьес, работа скульптора и живописца, игра на сцене. Делами, достойными свободного римлянина, признавались только политика, война и законотворчество.
Большой вклад в становление европейской системы права внесло римское право, которое складывалось на протяжении многих веков. В нем была разработана система правовых норм, регулирующих имущественные и другие хозяйственные отношения, связанные с правом собственности. В современном гражданском праве используются понятия, которые сложились еще в Древнем Риме: ипотека (залог земли), сервитут (ограниченное пользование имуществом) и др. именно римляне сформулировали презумпцию невиновности: "каждый считается честным, пока не доказано обратное" и "без вины нет ответственности".
В архаическом Риме экономика носила патриархальный характер с ярко выраженными чертами натурального хозяйства. Главными занятиями были земледелие (которое требовало осушения болот) и скотоводство.
Основной формой организации общества была гражданская община - civitas. Жизнь общины была организована так, чтобы поддерживалось равновесие между личной и общественной пользой. В Риме не было налогов, за счет которых содержался государственный аппарат. Люди, занимающие высшие должности, не получали жалованья и должны были за свой счет устраивать пиры, игры, строить храмы, обеспечивать бедных граждан наделами земли. Служба в армии была почетной обязанностью для граждан. Человек не мог стать государственным деятелем, не имея военного стажа. В общественной жизни Рима большую роль играло народное собрание. Важнейшим органом управления был сенат, в который входили представители 300 знатнейших семей. Сенат ведал вопросами внутренней и внешней политики, под контролем сената были финансы и религиозный культ.
В римской общине можно выделить две социально неравные группы: