Средства массовой коммуникации.
Повсеместное распространение кино и особенно телевидения создало совершенно новую ситуацию формирования потребностей личности. Раньше этот процесс управлялся реальными условиями жизни, и обычно потребности ненамного превышали уровень возможностей для их реализации. Теперь кино, видео, телевидение показывают самые различные стандарты жизни, а ребенок не в состоянии трезво оценить возможности — свои, семьи, государства. В результате у подрастающих людей в массовом порядке формируются потребности, которые совершенно не соотносятся с возможностями их удовлетворения.
Обладая большой гибкостью и свежестью восприятия, дети уже сегодня легко и быстро “осваивают” и “принимают” новые элементы техносферы, чего не скажешь о взрослых, которым это дается с гораздо большим трудом. В результате в течение определенного периода дети будут обладать более высокой компьютерной грамотностью, чем взрослые, будут легче овладевать новыми технологиями — сначала обучения, а затем и труда.
Космическое телевидение, видео, компьютеры будут становиться все более массовыми, практически не контролируемыми источниками влияния на растущего человека. Мало того, долгое время они будут доступны воспитателям в значительно меньшей мере, чем воспитуемым. Результатом будет нарастающее расхождение между картинами мира, существующими у старших и у младших,— со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Новая картина мира, складывающаяся у подрастающих поколений, приводит к определенным изменениям в психологии. Уже сегодня вошел в оборот термин “компьютерная психология”. А можно добавить сюда и видео, и космическую связь и употребить какой-то более обобщающий термин — например, технопсихология. Для этой новой психологии, очевидно, будут характерны иные, по сравнению с нынешними, механизмы восприятия мира, специфические ценностные ориентации, неожиданные способы самореализации личности.
И без того сложное положение взрослых усугубиться тем, что изучать эти новые тенденции им придется одновременно с овладением новыми техническими средствами. Фактически мы, еще не успев как следует освоить возможности кино, радио, телевидения в сфере воспитания, стоим перед задачей освоения видео и компьютеров. Это освоение новых элементов техносферы, в которой растут дети, требует не только соответствующих затрат, не только существенного пересмотра содержания, форм организации и методов образования, но и новых идей в сфере социализации и воспитания молодежи.
Социально-педагогические институты.
Как уже говорилось, государство и общество создают систему воспитания подрастающих поколений. В нее входят государственные институты: профессиональные учебные заведения (ПТУ, техникумы, вузы, учебно-производственные комбинаты), внешкольные учреждения, летние объединения детей, подростков и юношей ( от лагеря до студенческих строительных отрядов), детские дома, школы-интернаты, специальные учебные заведения для одаренных детей и детей с различными физическими и социальными дефектами и отклонениями.
С течением времени увеличивается многообразие институтов воспитания, в связи с усложнением социально-экономических и культурных потребностей общества меняются их роль и соотношение в системе и процессе воспитания.
Наряду с ростом числа государственных воспитательных учреждений в различных странах приобретают все большее значение частные, церковные, общественные учебно-воспитательные учреждения (школы, детские дома, интернаты и т.д.). Начали они появляться и у нас.
Хотя у всех этих институтов общая задача — воспитание человека, решается она каждым из них несколько по-разному, и роль их не только неодинакова, но и неравноценна. Школа, безусловно, является ведущей в системе воспитания, и именно на нее возложена основная ответственность за подрастающее поколение.