Средства массовой коммуникации.
В современном мире человек с раннего детства оказывается в окружении техносферы, существенной частью которой являются средства массовой коммуникации, стремительно развивающиеся на протяжении двух последних столетий. Они играют огромную роль в жизни и развитии детей, подростков и юношей. Причем на первые места вышли так называемые электронные средства, значительно потеснив письменные.
Это явление, однако, не следует оценивать только негативно. Во-первых, кино, телевидение и видео заменяют чтение в тех социально-культурных слоях, которые и раньше не отличались пристрастием к печатному слову. Но зато теперь эти слои получают с экрана определенную познавательную информацию, которая раньше никак их не затрагивала. Во-вторых, телевидение в ряде случаев стимулирует чтение: показ экранизацией классических произведений резко повышает спрос на эти книги в библиотеках.
Говоря о влиянии на ребят средств массовой коммуникации, надо в первую очередь отметить их информационное воздействие, благодаря которому не только “раздвигаются стены квартир до границ планеты”, но приобретаются весьма разнообразные, противоречивые, несистематизированные сведения о типах поведения людей и образе жизни в различных социальных слоях, регионах, странах. Как показывают исследования, тот набор средств массовой коммуникации, который использует растущий человек, создает специфический для него информационный мир. Он существенно различается даже у ребят, живущих в одном городе.
Иметь это в виду особенно важно еще и потому, что средства массовой коммуникации образуют систему неформального образования, существенно отличающуюся от системы в учебных заведениях.
Они выполняют функцию, поскольку во многом определяют досуговое времяпрепровождение детей, подростков и юношей, как групповое, так и индивидуальное.
До сих пор не единого мнения на тот счет, что ряд американских исследований считает, например, что массированный просмотр порнофильмов может дать такие последствия. Во-первых, возникает феномен привыкания: зритель вновь и вновь смотрит порнофильмы, чтобы возбуждать себя. Во-вторых, идет эскалация: чтобы вызвать соответствующие ощущения, зрителю требуются все более сильные и грубые сцены. В-третьих, может возникать крепнущее стремление воспроизвести сексуальные действия, показанные на экране, а за этим могут идти сексуальные преступления. Наша пресса уже не раз сообщала о фактах, подтверждающих последний вывод, когда даже просмотр фильмов, относимых киноведами к разряду эротических, а не порнографических, побуждал подростков и молодых людей к диким преступлениям.
Ситуация усугубляется полным отсутствием у нас системы киновоспитания. Если воспринимать литературу мы хотя бы пытаемся учить, то смотреть кинофильмы детей никто не учит.
Для большой части ребят телесмотрение, прослушивание музыкальных записей, а для некоторых и чтение становится своеобразной компенсацией дефицитов межличностных контактов, в том числе и при возникновении осложнений в общении со сверстниками. Ребенок, подросток, юноша, находясь один в квартире, включает магнитофон, телевизор, видео для того, чтобы снять ощущение одиночества. Впрочем, этим же способом дети могут отгораживаться от родителей, чтобы не слышать их ссор, разговоров на надоевшие темы.
Техносфера, рождающая новые компоненты индустрии досуга и портативные средства информации, создает условия для развития детей, в частности обогащения их словарного запаса, овладения широким кругом информации. Но в то же время объективно она формирует слушателя, зрителя, то есть потребителя. Станет ли он активным субъектом культуры, зависит от многих дополнительных условий.