Основные подходы к социологическому исследованию семьи
3. Цели, задачи и функции по отношению к индивиду, групповая регуляция поведения и взаимодействий индивидов в семье, групповой контроль, групповые санкции и т. д., семейные ценности, нормы и образцы поведения, включенность индивида в семью, его удовлетворенность пребыванием в семье и ее функциональными требованиями и т. д.
в теории групп разработаны понятия, которые весьма удобны для изучения семьи. Поэтому в сложившийся в советской и зарубежной литературе понятийный аппарат изучения брачно-семейных отношений прочно входят понятия, характерные для исследования малых групп. Такие понятия, как групповая сплоченность, групповая динамика, ценностно-ориентационное единство группы, групповая эмпатия, межличностное общение в группе, включенность индивида в группу, групповая солидарность, стабильность группы, структура власти в группе, ролевое взаимодействие, ролевое поведение, ролевые ожидания и т. д., имеют четкие референты в теории семьи и стали обычными при ее изучении.
Нетрудно заметить, что каждый из описанных выше подходов к изучению семьи имеет свою специфику. Парадигма социального института ориентирована в основном на внешние связи семьи, в то же время ее внутренние связи исследуются сквозь призму понятий, характеризующих малую группу. Несомненно, что первый подход более социологичен, а второй тяготеет к социальной психологии.
в настоящее время имеются достаточные предпосылки для постановки вопроса об интеграции двух указанных подходов в рамках представления о семье как о социальной системе. B связи с этим кратко остановимся на понятии «социальная система». За последние годы оно прочно вошло в число основных понятий марксистской социологии, и, по словам В. Г. Афанасьева, «именно здесь, в марксистской диалектике, в марксистской социологии, эта проблема (проблема системности. — М. М.) получила самую первую свою глубокую разработку, всестороннее обоснование и развитие» В работах В. Г. Афанасьева, И. В. Блауберга и Э. Г. Юдина, В. Н. Садовского, В. С. Тюхтина и многих других всесторонне анализировалось понятие «система», в том числе и «социальная система», «системный подход». Рассматривались признаки систем ее основные компоненты, в том числе ее связи и отношения. В ряде работ исследовался вопрос об особенностях анализа объекта как системы. Были реализованы весьма плодотворные попытки применить системный подход в ряде областей общественных наук: в экономике международных отношениях, психиатрии, педагогике
Понятия и принципы системного подхода использовались во многих социологических публикациях. Для темы нашего исследования особо необходимо отметить работу Г. С. Антипиной в которой был осуществлен системный анализ малых социальных групп. Наконец, в ряде работ прямо указывалось на возможность и целесообразность системного анализа семьи.
В литературе обычно выделяются следующие системные свойства: целостность, наличие двух или более типов связей (пространственных, функциональных, генетических и т. д.), структура (организация), наличие уровней и их иерархия, цель, управление, самоорганизация, функционирование и развитие. В качестве основных компонентов системы рассматриваются: «а) объект (вещи), представляющий собой единицы, из которых состоит система, б) свойства системы — специфичные для каждого класса объектов, в) внешние и внутренние связи изучаемого объекта,
г) отношения (внутренние и внешние), не имеющие, подобно связям, вещественно-энергетического, субстрактного характера,
д) состояние фазы функционирования объекта и е) различные этапы, стадии, ступени, уровни, ветви развития объекта»
Поскольку объекты социологического исследования имеют объективно системный характер, при их анализе может быть применена логика системного подхода, т. е. выявление основных компонентов системы, их внешних и внутренних связей, целей функционирования системы, ее функций, генезиса и развития. Многообразие исследовательских подходов к данной системе (в нашем случае семье) обусловливает ситуацию, когда одни и те же свойства системы отражены в разных терминах. В то же время для унификации понятийного аппарата крайне важно их соотнесение па основе системного подхода. Подобное соотнесение сопряжено с определенными трудностями: недостаточно зафиксировать наличие закрепленных в понятиях разнотипных связей. Необходимо представить это многообразие (связей и соответственно понятий) в операциональном виде как непротиворечивые, логически однородные, допускающие непосредственное сопоставление. В первый столбец таблицы относились основные компоненты социальной системы (в соответствии с приведенным выше перечнем). Следующие два столбца заполнялись путем извлечения из советской и зарубежной литературы понятий, описывающих функционирование социального института и малой группы. Затем проводилось их логическое соотнесение с основными компонентами социальной системы, представленными в первом столбце. Наконец, в последний столбец заносились все понятия, содержавшиеся в фундаментальных монографиях по брачно-семейной проблематике и и.зданиях энциклопедического типа независимо от исследовательского подхода. Они сравнивались с уже упорядоченной схемой, имеющейся в предыдущих трех столбцах. При этом имели место взаимодополнение, уточнение и па этой основе унификация понятий, содержащихся во всех столбцах таблицы.