Основные подходы к социологическому исследованию семьи
В отличие от общесоциологической теории предмет специальных социологических теорий имеет более узкие пространственно-временные границы. Другое важное отличие специальных социологических теорий заключается в характере утверждений, заключений, выводов: общесоциологические положения проверяются всей общественной практикой, выводы и утверждения специальной социологической теории, помимо этого, могут быть также проверены путем специально организованного эмпирического исследования, в том числе и 8 социальном эксперименте. Положения общесоциологической теории представляют собой динамические закономерности, определяющие основную линию развития общества. Специальная социологическая теория включает в себя положения, проявляющиеся как статистические закономерности. Специальные социологические теории своей непосредственной основой имеют конкретные исследования, в задачи которых входит не только фиксация фактов, но и установление зависимостей, корреляций многообразных факторов, влияющих на социальные отношения общностей и индивидов. Вышеупомянутые теории представляют собой теоретические и методологические предпосылки конкретных исследований.
Марксистские методологические принципы построения научного знания позволяют структурировать специальную социологическую теорию на основе реализации ее функций — описательной, объяснительной, прогностической и т. д. в качестве основных компонентов такой теории выступают:
а) совокупность эмпирических выводов, полученных в результате проведенных исследований;
б) исходная теоретическая основа — идеализированный объект теории (для социологии семьи в качестве такого объекта может выступать модель социального института или малой группы); совокупность допущений, обоснований, уточнений, связанных с выбором данного объекта в качестве теоретической основы (система категорий и понятий, на языке которых описывается объект);
в) правила логического построения основных элементов идеализированного объекта — типологий, индексов, гипотез, объясни- тельных моделей и т. д.;
г) совокупность теоретических утверждений, выведенных на основе логического анализа специфики функционирования идеализированного объекта в реальных социальных условиях и по возможности верифицированных при помощи эмпирических исследований.
В качестве основных социологических подходов к исследованию семьи выступают социальный институт и малая группа. Указанные подходы появляются в специфическом видении предмета исследования и выборе понятий, хотя нередко указание на институциональный или групповой подход является скорее актом науковедческой рефлексии, чем реальностью.
Несмотря на то, что объективный процесс изменения семьи связан с развитием ее групповых черт, социология семьи как наука все в большей степени подчеркивает институциональный характер брачно-семейных отношений, что, по-видимому, связано с уточнением предмета социологии. Показательно в этой связи сравнение двух принадлежащих А. Г. Харчеву определений семьи. В работе «Брак и семья в СССР» он рассматривает семью как «исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными, родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения» в интересной и очень важной в теоретическом плане статье «Исследования семьи: на пороге первого этапа», основные положения которой мы разделяем, автор обосновывает и уточняет правомерность подхода к семье как социальному институту. Исходя из определения семьи как общественного механизма воспроизводства человека, в том или ином виде (права, религии, морали, обычаев) узаконенном обществом, показывается, как «семья—отношение развивалось в семью—социальную общность» Соответственно усложняется и само определение категории «семья». А. г. Харчев указывает, что надо говорить не об одном, а по меньшей мере трех правомерных определениях: «Наиболее широкое из существующих в марксизме определений: семья есть отношение, через которое и благодаря которому осуществляются воспроизводство человека, общественный механизм этого воспроизводства. Историческое развитие последнего ведет к превращению семьи также и в социальную общность, и в социальный институт. В этих своих ипостасях семья рассматривается уже как элемент социальной структуры и оказывается зависимой от способа производства, экономического базиса общества, потому что доминирующим фактором ее единства и функционирования становятся социально-психологические связи, в которых находит выражение также и природная основа супружества. Современную семью можно определить как институированную общность, складывающуюся на основе брака и порождаемой им правовой и моральной ответственности супругов за здоровье детей и их воспитание».