Личность и общество
Мотивы, которые являются внутренними побудителями к действию, следует отличать от стимулов –
внешних побудителей к действию. Так, обещание преподавателя выставить экзамен по рейтингу в случае активной работы на семинарских занятиях является стимулом. Этот стимул может повлиять на поведение студента в том случае, когда досрочная сдача экзамена является ценным, именно тогда стимул превратится в мотив. А если студент готовится к семинарским занятиям без внешних побуждений, то это является примером мотива.
Социальный статус и социальная роль. Типы личности.
Изучение механизмов вхождения человека в общество осуществляется при помощи понятий: «социальный статус» и «социальная роль».
Социальный статус человека
–
его позиция в социальной системе, связанная с принадлежностью к определенной социальной группе. Примерами социальных статусов является статус женщины, мужчины, студента, отца, пассажира, гражданина, президента и т.п. Поскольку мы принадлежим ко многим социальным группам, то, соответственно, мы имеем много статусов. Так, одновременно человек может быть студентом, мужчиной, гражданином Украины, русским по национальности, буддистом по вероисповеданию.
Социальный статус индивида характеризуется следующими моментами:
1. Определенными правами и обязанностями, закрепленными или незакрепленными в законах.
2. Объемом власти и авторитета.
3. Уровнем социального престижа и уважения в глазах общественности.
4. Объемом и ассортиментом потребляемых товаров и услуг.
5. Оценкой тех или иных событий общественной жизни.
С понятием статус связано понятие социальной роли.
Роль
отражает динамический аспект статуса – это деятельность по реализации определенных прав и обязанностей. Т.е., если человек имеет статус студента, сына, менеджера, пассажира, то его поведение на лекции, в семье, на работе, общественном транспорте будет разным.
Таким образом, социальная роль
– ожидаемое типичное поведение человека, связанное с его социальным статусом.
Совокупность социальных ролей, которые отвечают определенному статусу, называется ролевым набором. Так, статус студента предусматривает выполнение им функций слушателя в аудитории, исполнителя лабораторных работ, старосты, практиканта и т.п.
Выделяют несколько видов социальных статусов:
Предписанные
,
которые не зависят от собственных усилий человека (например, статус женщины, подростка, украинца);
Достигнутые (приобретенные)
,
которые получены благодаря личным усилиям данного индивида (например, студент, президент, отец).
В статусном наборе можно выделить главный (интегральный)статус – это статус, определяющий положение человека в обществе в целом, наиболее характерный для данного человека, с которым его идентифицируют окружающие (например, Президент Украины, директор).
Поскольку человек одновременно может выполнять несколько ролей, то могут возникать так называемые ролевые напряжения и ролевые конфликты.
Ролевое напряжение –
это противоречие между представлениями человека относительно выполнения какой-то роли и условиями, в которых ему приходится эту роль выполнять, или когда личность должна исполнять роль, которая не отвечает ни ее интересам, ни внутренним установкам. Например, студент стремится подготовить реферат, но библиотеку закрыли на ремонт, или человека заставляют голосовать на выборах, но он этого не хочет.
Ролевые конфликты могут быть межличностными и внутриличностными.
Межличностные конфликты
имеют место тогда, когда возникают противоречия между людьми не как индивидуальностями, а как представителями определенных ролей. Например, Иванов и Петров могут конфликтовать не потому, что они не нравятся друг другу, а потому что один из них милиционер, а второй – преступник.
Внутриличностные конфликты –
это противоречия внутри одной личности. Эти противоречия могут быть вызваны необходимостью одновременно выполнять несколько ролей (межролевые конфликты), так и отвечать различным требованиям, связанным с одной и той же ролью (внутриролевые конфликты).
Межролевые конфликты
возникают тогда,
когда
две или больше социальных ролей, которые выполняет один человек, содержат в себе несовместимые обязанности. Примером такого конфликта может рассматриваться ситуация, когда роли студента, отца и работника фирмы выполняет одна личность. Эти роли могут требовать от личности быть одновременно на работе, дома и в институте, или выполнять столько задач, что на них не хватает времени.
Внутриролевые конфликты
состоят в противоречивых требованиях, которые выдвигаются к носителям одной роли разными социальными группами. Например, студент должен выбирать, к какому предмету ему готовиться, прийти к декану, который его вызывает, или на лекцию, которая проводится в настоящее время по расписанию.