Личность и общество
или потребности в принадлежности и любви
(потребности в принадлежности к коллективу, в общении, привязанности, поддержке, духовной близости, дружбе, любви и т.д.).
4. Потребности престижа
(потребность в приобретении авторитета, компетентности, в уважении и самоуважении, признании и высокой оценке, служебном росте и т.д.).
5. Духовные
потребности
(потребность в реализации своих потенциальных возможностей, потребности личного совершенствования, личного роста, самовыражения через творчество, и т.д.).
Первые две группы потребностей Маслоу считает первичными и врожденными, три остальные – приобретенными. Потребность каждого нового уровня не может превратиться в актуальную, если не удовлетворена предыдущая. Таким образом, Маслоу при помощи идеи о возвышении человеческих потребностей пытается проследить переход человека от биологического состояния к социальному.
Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего». Маслоу сделал предположение, согласно которому средний человек удовлетворяет свои нужды приблизительно в таком соотношении: 85% – физиологические, 70% – безопасность и защита, 50% – любовь и принадлежность, 40% – самоуважение и 10% – самоактуализация.
Следующий компонент личности интерес. Интерес
– это направленность индивида на значимые для него объекты, связанные с его потребностями. Т.е., это заинтересованность чем-то или кем-то, кто может удовлетворить определенные потребности.
Потребности и интересы личности лежат в основе ее ценностного отношения к окружающему миру, в основе системы ее ценностей, ценностных ориентаций.
Ценности
– объекты и идеи, которые значимы для индивида, но не связаны напрямую с удовлетворением его потребностей.
Люди выбирают те или иные ценности и этот выбор в социологии называется ценностными ориентациями. Ценностные ориентацииличности
–
это системно связанные ценностные представления о мире, реально определяющие поступки и действия человека.
Специфика социологического подхода к проблеме ценностей состоит в направленности на определение их роли как связующего звена между поведением личности, социальной группы и общества в целом
. Ценность не всегда является предметом реально нужным, необходимым человеку. Индивид оценивает предмет, не соотнося его прямо и непосредственно со своими потребностями и интересами (которые он может и не вполне осознавать), пропуская через призму распространенных в данном обществе ценностных критериев, идеалов, готовых оценок, стереотипов обыденного сознания, представлений о должном, справедливом, прекрасном, полезном и т.д. Однако процесс формирования ценностного сознания это не односторонний процесс, личность критически относится к «готовым» ценностям, проверяет их на собственном жизненном опыте. Таким образом, ценностное сознание – это сложный, многомерный духовный феномен, в котором присутствуют как общераспространенные ценностные стереотипы, принятые нерефлексивно, на веру, так и ценностные представления, принятые и проверенные личным опытом, собственные оценки, собственные ценностные суждения.
Основными видами ценностей и, соответственно, ценностных ориентаций являются:
1. Материальные (например, одежда, машина, мобильный телефон) и духовные (например, доброта, идея справедливости);
2. Естественные (например, пища, отдых) и социальные (например, мода, престиж);
3. Реальные (те, что человек ценит на данный момент) и потенциальные (то, на что он может в принципе ориентироваться);
4. Ценности – цели (то, что человек хочет достичь, иметь, например, семью, высокий материальный достаток, престижную работу) и инструментальные ценности, или ценности-средства (те человеческие качества, которые уважаются, например, доброта, честность, практицизм, экономность и т.п.).
Центром системы ценностных ориентаций являются идеалы. Идеалы –
это то, к чему стремится человек, выражение надлежащего в будущем. Идеалы могут существовать в персонифицированной форме, как представление об идеальном человеке.
Далее более подробно рассмотрим мотивы. Мотивы –
разумно объясненная причина поведения, осмысление действия, внутренняя реакция на внешнюю ситуацию (окружающую среду, стимулы). Внутренняя реакция основана на потребностях человека, его интересах, ценностных ориентациях. Т.е., если узнать мотивы человека, то можно понять его поведение. Тем не менее, одинаковое поведение, которое наблюдается у многих людей может быть вызвано разными мотивами. Например, одни люди учатся в университете, чтобы получить знание, вторые – чтобы не пойти служить в армию, третьи – чтобы весело провести время и отложить момент устройства на работу.