Проблема квотирования рабочих мест для инвалидов
Занятость инвалидов в нашей стране сегодня неоправданно низкая - менее 10%, а еще семь-восемь лет назад этот показатель достигал 16-18% (для сравнения: в США из 54 млн. граждан, имеющих серьезные нарушения здоровья, работают 29%, в Великобритании из 5 млн. - 40%, в Китае из 60 млн. - 80%).
Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 181-ФЗ ”О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”
предусматривает обязательное квотирование рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями (от 2 до 4% к среднесписочной численности персонала) в организациях, где численность работников превышает 30 человек. В случае непредоставления вакансий в пределах установленной квоты работодатели ежемесячно вносят в бюджеты субъектов РФ плату за каждого нетрудоустроенного инвалида. Размеры и порядок внесения указанной платы определяются региональными органами государственной власти.
Много нареканий вызывает непродуманность механизма реализации закона. В частности, не ясно, почему размер штрафов за нетрудоустроенного инвалида одинаков для малых и крупных предприятий, расположенных в городе и в районах; не понятен порядок распределения ”штрафных” средств; не прописана роль государства в процессе трудоустройства инвалидов.
Острым остается вопрос об определении оснований для приема инвалида на работу. Некоторые работодатели считают, что сегодня специалисты Бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ) неадекватно оценивают состояние граждан, вынося подчас заключение о трудоспособности инвалида, в то время как работать он не может. Другая крайность - злоупотребление формулировкой заключения: ”Противопоказан тяжелый физический труд”, предполагающей, что человеку нельзя много ходить, переносить тяжести весом более 2-3 кг и т.д. На практике рабочих мест, отвечающих этим требованиям, очень мало. В результате квотируется рабочее место для инвалида, имеется заключение экспертов о его трудоспособности, а предприятие не может принять человека, так как состояние его здоровья не соответствует требованиям рабочего процесса. Нередка ситуация, когда человека принимают на забронированное рабочее место, а через год инвалидность с него снимается. В данном случае руководство предприятия уволить его не может, как не может и бесконечно создавать новые специализированные места.
С точки зрения работодателей, в законе не прописаны многие принципиальные моменты. К примеру, не ясно, почему работодатель должен платить штраф, если рабочее место, предоставленное в соответствии с квотой, оказалось невостребованным.
В ряде случаев респонденты упоминали о неудачном опыте трудоустройства: ”Инвалиды часто на больничном, и все делают как-то не так . Им тяжело, сложно, начальник не доволен”. При этом предприниматели согласны с тем, что для лиц с ограниченными возможностями необходимо создавать особые условия труда, специальные рабочие места, но, по их мнению, и государство при этом не может оставаться в стороне. Кстати, власти ряда регионов уже предпринимают меры, стимулирующие работодателей: выделяют средства на создание специализированных рабочих мест и предприятий (цехов, участков) для инвалидов; компаниям, соблюдающим квоту, предоставляют преимущественное право на выполнение государственного заказа.