Современное определение общества
Общество – это настолько знакомое всем слово, что, казалось бы, ни в каких пояснениях не нуждается. Однако на самом деле оно многозначно. Толковый словарь русского языка дает шесть разных значений данного понятия[1]:
1. Совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности («феодальное сообщество»).
2. Круг людей, объединенных общностью положения, положения, происхождения, интересов («дворянское общество»).
3. Добровольное, постоянно действующее объединение людей для какой-то цели («общество филателистов»).
4. Та или иная среда людей, компания («попасть в дурное общество»).
5. В дворянской среде – узкий круг избранных людей («высшее общество»).
6. Совместное пребывание с кем-то («чуждаться чьего-то общества»).
Чтобы разобраться в том, что представляет собою общество как предмет научно-философского исследования, стоит, прежде всего, задуматься над таким вопросом: является ли общество «совокупностью людей»?
Представляется вроде бы самоочевидным, что иначе и быть не может: ведь реально существуют люди, индивиды, и никакого общества отдельно от них нет. Люди — это нечто первичное, а общество — нечто вторичное, производное от их существования. Поэтому оно не есть самостоятельная, независимо от них существующая реальность. Такой взгляд на общество («социальный номинализм»), однако, заводит задачу его исследования в тупик.
В самом деле, как, например, с этих позиций понимать историю общества? Как совокупность историй жизни отдельных лиц? Ограничиться подобным толкованием истории — значит не увидеть в ней самого главного — процессов изменения общества, общественного развития. Люди в течение своей жизни изменяются физически и духовно, одни умирают, другие рождаются, — но разве в этом заключается изменение и развитие общества? Ведь, с одной стороны, даже при смене нескольких поколений общество может остаться неизменным, а с другой — оно может сильно измениться за краткий срок, в то время как люди при этом изменятся практически почти незаметно. Когда говорят, что общество изменилось, то речь идет не об изменении его «личного состава», а об изменении образа жизни людей. Причем имеют в виду не образ жизни отдельных индивидов (происходящие в их жизни изменения — это факты их личной биографии, а не исторические перемены), а общие условия, в которых все они живут. Эти условия — условия общественной жизни — являются первичными и определяющими по отношению к обстоятельствам и событиям индивидуальной жизни членов общества. Жизнь любого индивида начинается в условиях общественной жизни, которые складываются до его рождения, и которые он в одиночку изменить не может.
Таким образом, общество есть не просто совокупность людей, но еще и реальная, объективно существующая совокупность условий их совместной жизни[2].
Это понимание общества («социальный реализм» — с оговоркой, что здесь имеется в виду «умеренный» реализм) наиболее отчетливо выразил в своих трудах Э. Дюркгейм. Он утверждал, что общественная жизнь представляет собою реальность особого рода — социальную реальность. Она отличается от природной реальности и несводима к последней. Но она столь же «реальна», как и природа, хотя и имеет свою специфику. Это «надбиологическая» и «надиндивидуальная» реальность, которая первична по отношению к биопсихической реальности, воплощенной в человеческих индивидах. Первична потому, что биопсихическая реальность, т.е. человек с его биологической и психической организацией, может существовать только в условиях общественной жизни.
Разумеется, нет социальной реальности без людей. Любое общество состоит из более или менее многочисленной их совокупности. Однако оно не сводится к сумме составляющих его индивидов. Потому что они не просто сосуществуют как независимые друг от друга элементы или «атомы» социальной реальности: они взаимодействуют между собою, и вследствие этого взаимодействия общество выступает как сложная система, которая есть единое целое, а не просто некое множество собранных вместе отдельных частей-элементов.
Общество обладает особыми интегральными свойствами, отличными от свойств его отдельных органов. К этим свойствам относится способность к исторически длительному (на протяжении многих поколений) автономному существованию. Такой способностью не обладают никакие отдельные составные части социального организма: ни индивид, ни семья, ни какая-либо другая социальная группа или организация не способны к историческому существованию вне взаимодействия с внешней, окружающей ее социальной реальностью. Это возможно только для такой совокупности людей (состоящей из сменяющихся поколений), которая образует общество как целостный социальный организм[3].
К. Момджян для обозначения способности к исторически длительному автономному существованию использует (вслед за Т. Парсонсом) слово «самодостаточность». «За этим «страшным» словом, — пишет он, — прячется довольно простое содержание. Самодостаточными социология называет такие реальные группы людей, которые способны собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия совместного существования»[4].