Характеристика современной молодежи
В условиях преобразований, осуществляемых в белорусском обществе, выдвигаются качественно новые, более сложные задачи теоретического осмысления, дальнейшего практического развития и конкретизации важнейших аспектов деятельности по формированию у подрастающего поколения высокой гражданственности, патриотизма, чувства ответственности за судьбу Отечества, готовности к его защите. Осмысление и решение данной проблемы не может не рассматриваться без тесной связи с процессами и явлениями, происходящими в нашем обществе, вне учета всей совокупности факторов - социально-экономических, политических, духовно-нравственных, и других, оказывающих воздействие на современную молодежь.
Сегодняшняя жизнь, складывающиеся и постоянно меняющиеся условия и обстоятельства возвышаются над всеми социальными и государственными институтами, над самим человеком. "Дух общества", среда обитания с их стихийными, неписаными требованиями и принципами, словно гигантский и могучий пресс, мнут и ломают, часто уродуют взгляды и принципы формирующейся личности, зачастую помимо ее воли сводя на нет усилия тех, кто пытается оказать на нее положительное воздействие - родителей, учителей, всех тех, кому небезразлична современная молодежь.
Негативные процессы, являющиеся следствием углубляющегося кризиса в нашем обществе, чрезвычайно затрудняют проведение воспитательной работы с молодежью. Ее эффективность за последние годы резко снизилась, и все же сохранившиеся до настоящего времени молодежные организации и объединения имеют возможности для улучшения своей деятельности. Их реализация во многом зависит от более глубокого понимания важнейших сторон, особенностей современной молодежи, как специфической категории общества.
Не имея представления о том, какими являются сегодня основные ценности, ориентиры, взгляды и интересы молодого человека, крайне сложно рассчитывать на положительный результат в процессе формирования у него лучших качеств гражданина и патриота Беларуси. Это важно учитывать преподавателям и мастерам производственного обучения в школах и клубах, учителям общеобразовательных школ, руководителям патриотических и военно-патриотических организаций и объединений.
В условиях весьма неблагоприятных в целом воздействий макросреды снизился престиж нравственности, возросли рваческие ориентации, интересы сугубо личного, прагматического плана в молодежной среде. У значительной части молодежи разрушены и утрачены такие традиционные нравственно-психологические черты, как романтизм, самоотверженность, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде и поиску идеала, к позитивной реализации не только личных, но и социально значимых интересов и целей и другие.
По данным социологического исследования, среди выпускников минских школ с целью выявления их гражданской и нравственной зрелости, добрыми и чуткими считают себя 47,9% опрошенных учащихся; добросовестность и исполнительность отмечает в себе лишь половина из них (51,5%); честность и порядочность - 56,2%; умение приспособиться к жизни, как ценное качество личности, рассматривают 37,9% респондентов. Продолжается процесс переориентации нравственного сознания и чувств белорусской молодежи по отношению к тем явлениям, которые недавно категорически осуждались: невыполнение долга, данного слова, проявление нечестности, неверности, половой распущенности, наркомании, иждивенчества, воровства, проституции, гомосексуализма, поклонение западным ценностям и т.п.
Интеллектуально-образовательные ценности молодежи следует рассматривать в ракурсе ее умственного, творческого потенциала, который, к сожалению, значительно снизился за последние годы. Это связано с ухудшением физического и психическою состояния подрастающего поколения. Новые условия породили и новые проблемы, которые стали присущи социокультурным ценностям современной молодежи. Можно выделить следующие черты, которыми характеризуются эти ценности:
Во-первых,
с конца 80-х годов в белорусском обществе, особенно среди молодежи, началось резкое снижение ценностей духовной культуры. Результаты проведенных комплексных социальных исследований свидетельствуют о том, что " .ценности познания, искусства, творчества не имеют высокого престижа даже среди студентов". Налицо отчуждение широких масс молодежи от ценностей мировой и отечественной культуры. Общий упадок культуры признают около 85% молодых людей, а среди творческой молодежи - 96%.
Во-вторых,
разрушается и претерпевает существенные деформации исторически сложившаяся общечеловеческая и общебелорусская иерархия социокультурных ценностей, что особенно характерно для молодежи. Так, для большей ее части неоправданно приниженным является значение народного и духовного искусства, художественных произведений традиционных промыслов и ремесел. В то же время явно несоразмерным по силе проявления является внимание, уделяемое молодыми людьми маскультовскому и авангардистскому искусству и моде, не содержащим собственного позитивного мировоззрения и фальсифицирующим основное содержание духовно-нравственного компонента социокультурных ценностей (любовь, добро, истина, красота, гуманизм, возвышенное, трагическое и др.).