Социальная активность как один из показателей качества жизни
Социальная активность личности - совокупность форм человеческой деятельности, сознательно ориентированной на решение задач, стоящих перед обществом, классом, социальной группой в данный исторический период. В качестве субъектов активности может выступать личность, коллектив, социальная группа, слой, класс, общество в целом.
Активность проявляется в различных сферах: трудовой, общественно политической, в сфере культуры и быта.
Социализация развивается под воздействием как внешних социально-контролируемых или стихийных процессов общественной жизни, так и благодаря внутренним энергийным силам самого индивидуума. Второй фактор не полностью зависит от первого, сохраняя некую природную уникальность.
Если бросить ретроспективный взгляд на историю России ХХ века, то легко обнаруживается ассиметрия в действии обоих факторов - сил. Первый абсолютно доминировал в годы Советской власти, подчиняя человека официальной идеологии. Второй преобладает в современной России, хотя постепенно государство и “партии при власти” усиливают целенаправленное воздействие на сознание, ценностные ориентации и поведение граждан. Процесс социализации носит в связи с этим неупорядоченный характер.
В реальной ситуации он может иметь как положительный, так и отрицательный смысл.
Первый вариант означает сублимацию витальной энергии вверх, т.е. возвышение личности, ее совершенствование.
Второй - движение вниз, отказ от нравственных ценностей, опускание на дно криминального и асоциального существования.
Иногда оба процесса могут сменять друг друга на протяжении жизни одного и того же индивидуума. Моральное падение нередко прикрывается показным благородством, а истинный талант и высокое одухотворение обречены прозябать в нищете и одиночестве. В жизни все случается, и ее бесчисленные коллизии неисповедимы. Многое зависит от условий, но кое-что находится в руках самого человека. Внешние и внутренние причины так переплетаются друг с другом, что подчас трудно определить их разделительную границу. И тем не менее можно провести их условное деление по признаку положительного или негативного воздействия на развитие личности.
Вопрос о роли объективных причин того или иного варианта мы оставляем за скобками, поскольку они сами являются плодами социальной активности людей. Однако, что даже и при схожих исходных условиях одни лица способны развиваться, а другие предпочитают довольствоваться достигнутым и не могут даже сохранить имеющееся. В обоих случаях человек должен все же преследовать какую-то цель, иметь какое-то представление о самом себе. Бессмысленность существования это рассеяние даже самого сильного энергетического потенциала. И, напротив, при желании и воле не очень сильная натура способна сублимировать свою энергию наилучшим образом, предпочитая даже жертвовать своим благополучием. Пример тому - многие художники, поэты, философы.
В современном мире, как, впрочем, и прежде, формы и пути реализации энергии весьма многообразны, поскольку зло и добро в посюстороннем мире часто представляются почти синонимами.
Если обратиться к современной России, то обнаружится принципиальное отличие новых ценностных ориентаций по сравнению с социалистическим образом жизни. В советское время этот образ формировался искусственно и целиком подчинялся официальной идеологии. В постсоветское время формирование личности проходит почти стихийно и в обстановке противостояния различных идейно-политических устремлений и принципов жизни. В настоящее время человека, как правило, интересуют следующие ориентации:
- тяга к прагматизму как главному принципу достижения личного и общего блага;
- стремление к власти и богатству;
- корпоративная солидарность;
- готовность к сотрудничеству с криминалом;
- терпимость к коррупции;
- использование демагогии и лжи;
- склонность к гедонизму;
- приспособленчество и потребительское отношение к политике;
- моральная эластичность;
- увлечение религиозным сектанством или оккультизмом;
- оскудение духовно-нравственных устремлений и т.д.
Эти ориентации относятся, так сказать, к негативным аспектам нынешней социализации. Но есть, конечно, и прямо противоположные положительные тенденции: