Понятие и содержание «качество жизни»

Качество жизни связывалось преимущественно с качеством окружающей среды, показателями динамики доходов населения и масштабов обретения им материальных благ, отождествлялось с понятиями стандарта жизни, уровнем жизни [3]. Сущность человека сводилась к «пяти основным потребностям» – в пище, одежде, жилье, здоровье, образовании.

Насыщение рынка товарами, рост производства и потребления и т.п. признавались основанием улучшения человеческой жизни [2, с. 167], т.е. предпочтение отдавалось количественным показателям. Однако уже в 60-е гг. признавалось, что человек еще и «существо духовное, и «диаграммы» его чувств и стремлений, рефлексии и счастья могут не совпадать с диаграммами экономического роста».

А. Тойнби утверждал, что «жизненный стандарт – это средства, а качество жизни – это цель человека». Р. Айер выделяет объективные (благосостояние, жизненный стандарт) и субъективные показатели качества жизни. Он отмечает, что это понятие обязательно должно включать все аспекты бытия, переживаемые именно индивидом, а не обществом в целом. Таким образом, с момента появления понятия «качество жизни» в нем наметилась дифференциация объективных (реально существующие условия жизни) и субъективных (отношение личности к различным аспектам жизни) показателей и выявилась возможность его использования не только в отношении сообществ людей, но и к отдельному человеку.

В 70-х гг. появляется концепция «человеческого развития» (Я. Майлз, С. Коул, Дж. Галтунг, А. Вирак и др.). По Я. Майлзу, «это процесс, включающий все стадии человеческой жизни и отражающий гармонию взаимоотношений между личностью, обществом и природой, то есть такой расцвет человеческого потенциала, который не сопровождается деградацией, порчей или разрушением общества и природы». В данная концепция акцентирует внимание на том, что «человек – в одно и то же время средство и цель мирового развития», и общественный прогресс не может оценивается только с экономических позиций.

К этому же периоду оформляется концепция «ощущаемого качества жизни», где «изучаются социально-психологические механизмы, опосредующие реальное удовлетворение потребностей людей».

В 70-е гг. исследователи «субъективного качества жизни», в частности А. Кемпбелл, применяют в измерениях триаду «обладание – отношение – существование», что предполагает наличие удовлетворенности материальным положением, межличностными отношениями, уровнем самооценки. В исследованиях А. Кемпбела было установлено, что наличие хороших межличностных отношений, позитивной самооценки, ощущения контроля над своей жизнью «играют более важную роль в общем благополучии, чем реальная жизненная ситуация», т.е. категории «отношения» и «существования» признаются столь же, если не более важным фактором качества жизни, как и категория «обладания» (удовлетворенность материальными условиями жизни).

Таким образом, понятие качество жизни эволюционировало от характеристики материальной стороны жизни человека к понятию, учитывающему и духовную комфортность существования людей. В настоящее время данное понятие рассматривается как интегральная характеристика жизнедеятельности человека.

Большинство исследователей отмечают объективный и субъективный аспект качества жизни. В отличие от объективных показателей функционирования человека в жизни, которые отражают социально приемлемые нормы жизни, субъективные индикаторы пытаются установить относительную важность различных сфер жизни для каждого индивида в терминах его собственных норм и предпочтений [1]. Качество жизни «по сути своей является социальным отношением как между личностью и обществом, так и между отдельными индивидами».

Таким образом, качество жизни в своих субъективных аспектах оказывается тесно связанным с понятиями «ценность», «потребности», «смысл», «жизненная стратегия» и т.д.