Понятие и виды социальных услуг
Виды социальных услуг, которые касаются именно пожилых людей и инвалидов.
Раздел 4 ГОСТ Р 52143-2003 предусматривает следующие виды социальных услуг:
- социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту;
- социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан;
- социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в среде обитания (обществе);
- социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня;
- социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.
Социальные услуги предоставляют клиентам социальной службы:
- в стационарных учреждениях (стационарных отделениях учреждений);
- в полустационарных учреждениях (отделениях дневного и ночного пребывания учреждений);
- в нестационарных учреждениях (нестационарных отделениях учреждений);
- на дому;
- в комплексных учреждениях (отделениях комплексного характера учреждений);
- в иных учреждениях, в том числе граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью в области социального обслуживания населения без образования юридического лица.
При принятии решения о предоставлении клиентам конкретных социальных услуг, учитывают интересы клиента, состояние его здоровья, специфику трудной жизненной ситуации, в которой находится клиент, содержание индивидуальной программы реабилитации (при наличии такой программы, они разрабатываются для инвалидов), кратковременность или долговременность потребности в этих услугах, материальные возможности клиента и другие объективные факторы.
Однако, есть некоторые расхождения в понимании и определении социальных услуг. Так, согласно Межгосударственному стандарту ГОСТ 30335-95/ГОСТ Р 50646-94 "Услуги населению. Термины и определения", услуга - результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя. По функциональному назначению, услуги, оказываемые населению, подразделяются на материальные и социально-культурные. Материальная услуга - это услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуг. Материальная услуга обеспечивает восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления. В частности, к материальным услугам могут быть отнесены бытовые услуги, связанные с ремонтом и изготовлением изделий, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания, услуги транспорта и т.д. в свою очередь социально-культурная услуга, представляет собой услугу по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержание нормальной жизнедеятельности потребителя. Социально-культурная услуга обеспечивает поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности повышение профессионального мастерства. К социально-культурным услугам могут быть отнесены медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и т.д.