Правоотношения по социальной помощи и социальному обслуживанию населения
Законодатель в зависимости от состояния бюджетной системы может изменять природу и характер социально-обеспечительных правоотношений. Например, такая ситуация имела место применительно к отношениям по выплате ежемесячного пособия на ребенка. В настоящее время оно выплачивается за счет бюджетных средств в порядке социальной поддержки (помощи) семьям с детьми. Однако в первоначальной редакции Федерального закона от 19 мая 1995 г. "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" ежемесячное пособие выплачивалось на каждого ребенка до достижения им возраста 16 лет, а учащихся - до 18 лет независимо от материального положения семьи. Названные пособия назначались в порядке государственного социального обеспечения, когда государство компенсировало всем гражданам социально значимые расходы, связанные с содержанием и воспитанием детей. Позднее в связи с дефицитом бюджетных средств в 1998 г. были внесены изменения в рассматриваемый Закон. Ежемесячное пособие стало назначаться по принципу адресной социальной помощи в зависимости от среднедушевого дохода семьи. Право на пособие имели лишь семьи со среднедушевым доходом, не превышающем величины прожиточного минимума, установленного субъектом РФ. Закон на федеральном уровне устанавливал минимальный размер этого пособия, предоставив субъектам РФ право расширить круг получателей пособия за счет семей с более высоким среднедушевым доходом, но только за счет средств бюджета субъекта РФ. Новый подход государства к выплате ежемесячного пособия на ребенка выразился в Федеральном законе от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ и соответствующих изменениях в Законе "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Названное пособие устанавливается и выплачивается на региональном уровне за счет средств бюджета субъекта РФ. Им предоставлено право устанавливать основания назначения пособия, его размер и порядок выплаты. В этой ситуации рассматриваемое пособие может выплачиваться в рамках правоотношений как по государственному социальному обеспечению всем лицам, постоянно проживающим в данном регионе, так и по государственной социальной помощи семьям, в которых среднедушевой доход ниже прожиточного минимума в субъекте РФ. Последний вариант выбрали практически все субъекты РФ.
Зеркально противоположная ситуация складывается с правоотношениями по предоставлению набора социальных услуг. Они регламентируются законодательством по предоставлению государственной социальной помощи в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ ("О монетизации льгот"). Между тем, набор социальных услуг предоставляется без учета уровня материальной обеспеченности его получателя и без оценки трудной жизненной ситуации. Названные отношения имеют иную правовую природу, являясь отношениями по государственному социальному обеспечению за счет средств бюджета субъекта РФ и Пенсионного фонда РФ.
Основанием возникновения правоотношений по социальной помощи и социальному обслуживанию является сложный фактический состав, который содержит:
1) нуждаемость (бедность) лица или необходимость в дополнительных затратах, признаваемых государством социально значимыми в связи с трудной жизненной ситуацией лица;
2) заявление лица о предоставлении социальной помощи и социального обслуживания;
3) решение компетентного органа социальной службы о назначении определенного вида социальной помощи, обслуживания.
В практике развитых стран сложились два подхода к определению и оценке бедности как основания социальной защиты[5]. Первый подход основывается на определении минимальных потребностей, которые необходимо удовлетворить для сохранения жизни. Это так называемая потребительская корзина жизненно важных товаров и услуг в стоимостном выражении. Второй подход исходит из предположения, что удовлетворению на гарантированном минимальном уровне подлежат не только основные физиологические потребности в продуктах, жилище, но и социальные, порождаемые социально-культурным развитием общества.