Семья как социальный институт
Семья - социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [11].
Согласно определению из философского словаря: «Семья - это ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» [6, с.326].
Следуя за этим определением, можно сделать вывод, что семья - это сложное многоаспектное образование, в котором явствуют 4 характеристики:
1. Семья - ячейка (малая социальная группа) общества.
2. Семья - важнейшая форма организации личного быта.
3. Семья - супружеский союз.
4. Семья - многосторонние отношения супругов с родственниками: родителями, братьями и сестрами, дедушками и бабушками и т. д., живущими вместе и ведущими общее хозяйство.
При комплексном изучении семейной структуры они рассматриваются в комплексном сочетании.
В современном обществе наибольшее распространение получила нуклеарная семья. Она может быть:
· элементарная - семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь: полной (в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок) и неполной (семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей);
· составная - полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных.
Русский социолог А.Г. Харчев определял семью как «малую социальную группу, члены которой связаны браком или кровным родством, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Семья есть отношение, через которое и благодаря которому осуществляется воспроизводство человека, общественный механизм этого воспроизводства» [9, с.24-27]. Но в последние два десятилетия в области семейно-брачных отношений наблюдается ряд негативных тенденций, которые не могут дать этому определению реализовать себя в полной мере. Они выражаются в следующем:
· уменьшение ценности брака, семьи и особенно детей по сравнению с ценностями материального благополучия и достатка;
· увеличение так называемых «легкомысленных», необдуманных браков;
· непонимание некоторой части молодежи проблем и трудностей семейной жизни, взаимных прав и обязанностей в семье;
· рост количества семей с одним ребенком, что не обеспечивает даже простого воспроизводства населения;
· увеличение числа абортов и всех последствий, связанных с ними;
· рост неполных семей, в которых дети воспитываются одним родителем;
· увеличение числа мужчин и женщин, которые затем не могут повторно вступить в повторный брак;
· рост алкоголизма, который сильно подрывает семейные устои и ведет к рождению детей с различными врожденными дефектами и аномалиями;
· значительный рост разводов по этико-психологическим мотивам и причинам сексуальной безграмотности супругов, а, следовательно, неудовлетворенности интимной стороной супружеской жизни [5,с.26].
В связи с этим, состояние семьи как социального института можно оценить как кризисное.
Несмотря на все изменения, которые претерпела семья за все свое существование, неизменными остались две ее характеристики: