Методы психосоциальной работы с девиантными и деликвентными детьми и их семьями
В психологической практике существуют различные точки зрения на природу девиантного и деликвентного поведения детей и подростков, а следовательно, и различные подходы к ее психотерапии.
Психоаналитический подход чаще всего рассматривает в качестве основных причин девиантного и деликвентного поведения – неразрешенные конфликты со значимыми другими, депривацию актуальных потребностей или пережитые психические травмы. Поэтому основной упор в психоаналитической терапии делается главным образом на обеспечение эмоционально-символического выражения чувств («катарсиса»). В работе с детьми используются как индивидуальные, так и групповые методы работы.
Использование индивидуальных методов спонтанного и направленного рисования в работе с детьми деликвентного и девиантного поведения исходит из того, что переживание различного рода психических травм, потерь и лишений приводит к появлению глубоких физических и психических шрамов, которые частично тормозят их психологическое развитие. Опыт работы с такими детьми и подростками свидетельствует, что одними беседами невозможно устранить психологическую травму. Занятия рисованием, живописью и керамикой в сочетании с игровой инсценировкой служат надежными средствами экстернализации переживаний ребенка и поэтому обеспечивают возможность исцеления и дальнейшего развития психики.[6]
Основным и наиболее эффективным методом коррекции нарушений поведения у подростков и детей является поведенческая терапия. Эта техника основана на теории научения и опирается на некоторые положения социальной психологии и теории развития.
Наиболее распространенной формой психокорреккционной работы с детьми, имеющими отклонения в поведении, является тренинг социальных навыков. В основном тренинг социальных навыков строится на реализации терапевтических процедур, опирающихся на классическое и оперантное обусловливание.
Целью тренинга социальных навыков является выработка такого поведения, которое является приемлемым не только для индивидуума, но и для общества в целом. Он в основном направлен на формирование и освоение детьми и подростками нормальных жизненных умений.
К основным видам жизненных умений, которым обучают в процессе тренинга социальных навыков, относятся управление эмоциями, планирование своего ближайшего и отдаленного будущего, принятие решений, родительские функции, коммуникативные умения, уверенность в себе.
Основными процессами тренинга социальных навыков является моделирование, ролевые игры, установление обратной связи, перенесение навыков из учебной ситуации в реальную жизненную обстановку.[7]
В настоящее время в групповой психотерапии успешно применяются коснитивно - поведенческое направление. Его суть сводиться к тому, что наряду с классическими процедурами поведенческой терапии применяются техники когнитивного переструктуирования. К ним относятся формирования альтернативных путей овладения ситуацией, «атака» на иррациональное убеждение, формирование способности к осознанию сущности и последствий собственного поведения, ответственности, правильных установок и привычек.
Программа когнитивно-поведенческих преобразований состоит из 6 ступеней:
1. Актуализация способностей к самоизменению. Обнаруживание цели поведения, переосновы случившегося; установление событий и ситуаций, которые вызвали такое поведение, а также положительных или отрицательных его последствий; определение целей изменений и выбор подкреплений.
2. Релаксационный тренинг. Обучение прогрессивной мышечной релаксации относительно поведенческой проблемы; ежедневный контроль за социальным напряжением и использование релаксационных техник.