Характеристика и специфика применения психологических методов в социальной работе
Второй тип. Этические задачи. Клиент стоит перед выбором между общественным мнением и собственной оценкой существующей проблемы. Здесь технология предписывает показать клиенту ограниченность его оценочной шкалы «хорошо — плохо», которая не дает возможности активизировать деятельность, сделать правильный выбор.
Третий тип. Нравственные задачи. Необходимость ориентации на критерии добра и зла, которые требуют осуществления нравственного выбора того или иного поступка. Здесь важно показать ограниченность критериев и границ добра и зла, которыми пользуется индивид.
Четвертый тип. Собственно психологические задачи, т.е. помощь клиенту в осознании и изменении своей системы переживаний, в понимании проблем, системы оценок, которые приводят к иным переживаниям и целям деятельности.
Технология решения психологических задач предполагает:
— понимание психологических особенностей и закономерностей формирования основных психических состояний человека;
— понимание психологических механизмов коррекции и самокоррекции психических состояний с целью устранения отрицательных состояний (в том числе стрессовых) и целенаправленного формирования положительных, продуктивных состояний;
— овладение приемами самоуправления жизненным тонусом, уровнем работоспособности и творческим потенциалом;
— выработку необходимых навыков психогигиены, рациональных привычек, свойств личности, черт характера;
— рациональную постановку и разумное обоснование жизненных целей (как ближайших, так и перспективных), выбор приемлемых путей их достижения;
— понимание прямого влияния нравственного облика на устойчивость нервно-психической сферы и состояние здоровья человека;
— знание психологических приемов и методов, которые непосредственно применяются на практике;
— четкое представление об используемых психосоциальных и терапевтических методах профилактики, влиянии лекарственных средств и о возможных побочных эффектах их применения.
В социальной сфере, функционируют различные виды психологических служб, складывающиеся в сложную многоуровневую структуру. Она включает социально-реабилитационные центры для несовершенно летних, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.