Характеристика среды, условий проживания в домах-интернатах
Обследование пожилых людей через 6 месяцев пребывания в доме-интернате показало, что их ожидания, связанные с поступлением в эти учреждения, в 40,4 % не оправдались. Обстановка в доме-интернате воспринималась как менее тяжелая по сравнению с их предварительными представлениями. Лишь 7,7 % пожилых оценивали жизнь в доме-интернате выше своих ожиданий.
Основные причины недовольства связаны с плохой организацией жизни в доме-интернате, невнимательным, формальным отношением персонала, неблагоприятным психологическим климатом. Положительная досугово-рекреационная установка имеющаяся в приемно-карантинном отделении, не peaлизуется полностью. Это объясняется тем, что основной формой организованного досуга является пассивное прослушивание радиопередач (90,7%). Невозможность проведения полноценного досуга вызывает у пожилых людей состояние неудовлетворенности. Общение пожилых людей в доме-интернате носит пассивный, ситуативный характер, круг общения пожилых людей ограничен персоналом и лицами, проживающими в доме-интернате.
Известно, что одной из причин эмоционального напряжения может явиться слишком тесное принудительное общение людей. Травмирующее воздействие в этом случае определяется тем, что сужение круга и углубление общения быстрее исчерпывает информационную ценность каждого из членов группы, что, в конечном счете, приводит к напряжению и стремлению к изоляции.
На этом этапе важное значение приобретает так называемая терапия средой, которая включает создание благи приятного психологического микроклимата, сохранение целесообразной активности пожилых людей, предупреждение болезненных реакций. Эти цели достигаются организацией комфортных бытовых условий, трудовой занятости, содержательного досуга. Рационально организованная терапия средой способствует поддержанию психического тонуса, установлению и упрочнению межличностных отношений, наполнению жизни положительными эмоциями и осмысленным содержанием. Важность терапии средой становится понятной, если иметь в виду обстановку дома-интерната, характеризующуюся ограничением социальных связей пожилых людей и контактов с внешним миром.
Названный этап, как и последующий период жизни в доме-интернате пожилых людей, для социального работника представляет широкое поле деятельности и ставит на разрешение совместно с психологом несколько задач:
· определение индивидуальных способов действий к разрешению конфликтных ситуаций; выработка индивидуальных психокоррекционных под-помощь в формировании нового жизненного стереотипа
· поддержание активных стратегий приспособления; формирование адекватных установок на среду; снятие негативных эмоциональных переживаний; формирование и вовлечение пожилых людей в раз-чные микросоциальные группы;
· групповая психокоррекционная работа. Для решения поставленных задач необходимо проведение экспериментально-психологического обследования пожилых людей с целью изучения особенностей ценностно-мотивационной сферы, самосознания, эмоционального реагирования на ситуацию, использование включенного наблюдения за поведением и общением пожилых людей. Необходима помощь и поддержка проявлениям социальной активности в различных видах деятельности пожилых людей в доме-интернате.
Индивидуальная психотерапевтическая работа должна быть направлена на формирование нового жизненного стериотипа, изменение оценочных характеристик, снятие эмоционального напряжения. Число занятий определяется индивидуально.
Групповая психокоррекционная работа должна проводиться с использованием дискуссионных групп, групп обобщения, тренинга умений, релаксационных групп.
Дискуссионные группы, как правило, не требуют специального подбора слушателей. Целью ее является осознание текущей ситуации, дискутирование вопросов "что помогает нам жить? ", "что мешает нам жить? ".
Группы общения требуют предварительного отбора желательно формировать их из лиц, не находящихся в межличностных конфликтах. Цель группы - сознательное к чувствам своим и другого осознание самого себя, развитие Межличностного доверия.