Понятие психологической поддержки безработных
На степень маргинальности влияет психологическая неготовность к смене занятий, изменению положения, а также способность переучиваться, способность к перемене работы, подработкам, занятию малым бизнесом, открытию своего дела, самозанятости, к смене места жительства и другим видам мобильности; возраст, семья, наличие работников, дополнительных источников дохода (приусадебное хозяйство и т.п.), знакомства, связи исследования показывают, что адекватно оценить ситуацию на рынке труда и свои шансы труднее работникам, имеющим большой производственный стаж и высокий уровень образования, квалификации. Кроме того, высокий уровень образования часто является психологическим фактором, затрудняющим переобучение. Конъюнктура российского рынка труда сейчас такова, что подавляющее большинство вакансий - это рабочие профессии, поэтому возможность трудоустройства чаще всего связана с понижением профессионального статуса.
Среди безработных женщин больше всего специалистов с высшим образованием в основном в возрасте 35-45 лет. Особенности этой группы определяются высоким образовательным и профессиональным уровнем, а также стремлением поддержать свой социально-психологический статус. Поэтому стрессовое состояние женщин, потерявших работу, усугубляется невостребованностью обществом их знаний и имеющегося профессионального опыта. Таким образом, получается, что именно женщины с высшим образованием имеют сегодня наибольшие шансы потерять работу и, напротив, наименьшую вероятность повторного трудоустройства в соответствии с полученной профессией.
Многие женщины более подвержены действию стереотипов, более инертны, проявляют меньшую активность при поиске работы, уровень их профессиональной и социальной мобильности снижен.
Кроме того, их приверженность к прежней профессии часто носит не содержательный, а, скорее, инерционный характер. Для поведения большинства безработных на рынке труда характерны социальный и профессиональный консерватизм, неуверенность в собственных силах и возможностях, низкая социально-профессиональная мобильность, тревога о сохранении семьи в связи с профессиональным успехом (у женщин).
Типичен для многих безработных синдром "выученной беспомощности" - делегирование ответственности за решение проблем своей профессиональной занятости различным социальным институтам.
Длительная безработица приводит к увеличению маргинальной прослойки, формированию личности, очень быстро деградирующей. Безработный, который активно не ищет свое место на рынке труда, не борется за достойное существование, а рассчитывает лишь на пособие, деградирует как работник, как человек. Привычка жить на пособие сродни наркомании: появляется легко, отвыкнуть от нее сложно. Чем дольше человек является безработным, тем тяжелее ему восстановить себя как активную самостоятельно действующую личность.
Вместе с тем нынешняя социальная ситуация диктует необходимость мобильной перестройки поведения и установок личности, изменения иерархии ценностей и критериев жизненного успеха. Таким образом, сложность проблемы заключается в том, что внутренний мир человека с его ценностями и установками имеет свойство инерционности, стремление к устойчивости и сохранению своего внутреннего состояния.
Реализация данного воздействия может быть осуществлена на нескольких уровнях:
мотивационном как повышение активности человека, актуализация потребности в работе, в самопознании и саморазвитии;
когнитивном как повышение самооценки, коррекция представлений человека о самом себе;
эмоциональном как коррекция текущего состояния клиента и формирование умений саморегуляции;
поведенческом как формирование эффективных умений и навыков.
В соответствии с таким подходом основными задачами психологической поддержки в службе занятости являются:
коррекция психического состояния безработных снятие эмоционального
напряжения для обеспечения эффективности профконсультации;
социально-психологическая адаптация граждан (переоценка жизненной ситуации и формирование у клиентов позитивной жизненной перспективы);
обучение умениям и навыкам эффективного поведения на рынке труда.
Практическая необходимость решения указанных задач обусловлена психическим состоянием и особой жизненной позицией, характерной для российских безработных.
Поэтому в работе с безработными необходимы мероприятия, направленные на коррекцию их состояния, повышение активности и ответственности[3].