Социологическая концепция культуры: современный взгляд
Учитывая последние достижения отечественной и зарубежной научной мысли относительно социологического видения культуры, можно сформулировать ряд тезисов, на которые сегодня опираются в своем научном поиске практически все современные ученые. Некоторые из них таковы.
1. Культура возникает в результате деятельности людей и в силу этого факта является продуктом функционирования и развития социума как системы. Она отражает (и выражает) деятельное, субъективное начало, присущее человеку как роду.
2. Культура социальна по своей природе и вне общества существовать не может, точно так же общество не может существовать без культуры. Постоянно видоизменяясь, социальная система продуцирует исторически преходящие формы культуры, культурно- творческой деятельности, системы культурных ценностей и норм, поэтому культура исторична, как историчны любые социальные феномены.
3. Исторические формы культуры, в которых она предстает пе ред взором исследователя, отнюдь не означают отсутствия у культу ры признака целостности. Видоизменяясь, она сохраняет свое смысловое ядро, которое и обеспечивает ее качественную определенность, постоянство, преемственность при переходе с одной стадии развития общества на другую.
4. Аналогично существующим обществам, отличающимся друг от друга уровнем экономического развития, сложившейся политической организацией, установившимся политическим режимом, формами социального контроля, пройденным историческим путем, главенствующей религией и т.д., существуют и различные культуры. Говоря другими словами, мировая культура представляет собой "мир культурных миров", где культуры разных народов находятся в процессе постоянного взаимодействия.
5. Процесс взаимодействия культур весьма сложен и противоречив. В ходе взаимодействия различных культур сплошь и рядом возникает ситуация, когда происходит не эквивалентный обмен ценностями, ведущий к взаимообогащению культур, а подавление одной культуры другой. Взаимосвязь и взаимовлияние культур существовали всегда, однако сегодня, когда возникло единое информационное пространство, когда в результате появления принципиально новых средств передвижения стали доступны самые отдаленные уголки мира, когда возник ряд международных организаций, взявших на себя функции органов управления и контроля за отдельными аспектами человеческого бытия (ООН, ЮНЕСКО), взаимодействие культур прибрело ряд специфических черт.
6. Предельно обострилась проблема сохранения культурной идентичности, выдвинувшаяся на первый план в социологии культуры. Культура любого общества представляет собой сложную систему, где в качестве элементов можно выделить разные культуры: этническую; национальную; массовую; элитарную т т.д. Нельзя оставить без внимания культуру жителей села, города, мегаполиса и т.д.
7. В классовом обществе, где различаются виды труда, размеры и формы его оплаты, общественные богатства, которые присваиваются тем или иным социальным группам, образ жизни различных классов и слоев и т.д., существуют также различные культуры: крупной буржуазии; мелкой буржуазии; наемных работников, в том числе и "пролетариев умственного труда"; деклассированных элементов (маргиналов), не идентифицирующих себя ни с одной социально-классовой группой. Наличие культур различных классов и слоев, а также культур социально-профессиональных и социально-демографических групп в культуре общества вовсе не означает, что нельзя говорить о русской, немецкой, французской, итальянской и других национальных культурах. Своеобразие любой национальной культуры проявляется: в языке; традициях; обычаях; особенностях религиозного, философского, научного сознания; выборе форм проведения досуга; организации процесса труда; существующих представлениях о прекрасном и безобразном, допустимом и недопустимом с точки зрения этических норм; сложившемся образе жизни; представлениях о взаимосвязи личности и общества, общества и государства и т.д. Высшие достижения национальной культуры входят в набор ценностей мировой культуры. Более того, национальная культура, как писал И.О. Лососий, «приобретает известность во всем мире только тогда, когда ценности, развитые в ней, становятся достоянием всего человечества .».[16]
8. Исходя из того, что культура – это результат человеческой деятельности, а человеческая деятельность в реальности, в зависимости от предмета, результата и самого процесса деятельности, выступает как деятельность экономическая, политическая, правовая, эстетическая, моральная, научная, образовательная и т.д., представляется возможным вести речь о культуре экономической, политической, правовой, моральной, эстетической, научной, философской и т.д. Выделенные виды культуры – это элементы системы культуры, которые находятся в сложной взаимосвязи. Раскрытие этой системы взаимосвязей представляет одну из важнейших задач, которая должна ставиться и решаться в ходе социологического исследования культуры того или иного общественного субъекта.