Причины приема наркотических средств
- изменение "системы ценностей" приводит к снижению авторитета старшего поколения в глазах молодежи;
- алкоголизм одного или обоих родителей в современных условиях является более значимым фактором риска заболеваемости наркоманией у детей и подростков, потерей ими источников средств существования, и в ряде случаев жилья, что в свою очередь обусловлено низким уровнем социальной помощи этому контингенту;
- низкая степень религиозности общества как основы для этических и моральных стандартов семьи. Не достаточная информированность родителей в вопросах формирования антинаркотических установок в сознании детей [1,c.81].
Психопатологические факторы. Нарушения поведения у детей и подростков, сопровождающиеся немедицинским потреблением психоактивных веществ, и в частности относящихся к наркотическим, могут быть обусловлены различными психологическими (или психиатрическими) причинами. В последние десятилетия расстройства и особенности поведения у детей и подростков по-разному понимаются различными исследователями. Психологические механизмы начала наркотизации заключаются в том, что окружающие микросоциальные условия не предоставляют хорошо развитому интеллектуально индивиду достаточных оснований для эмоционального и интеллектуального насыщения [1, с.82-85].
Каждая из групп вышеперечисленных факторов, сама по себе не является наркопровоцирующей. Их одновременное воздействие порождает благоприятные условия для развития наркомании. Для того чтобы преодолеть эту ситуацию и повысить эффективность действий, нужны усилия в различных направлениях.
Дети уже с 9-10 лет обладают преимущественно односторонней информацией о наркотиках и наркоманах, которая преобладает над информацией, получаемой от учителей и родителей. Характер и содержание информации, сообщаемой учащимся сверстниками и старшими школьниками, отличаются от назидательно-поучительной, но не отражающей реальной картины наркотизма информации, получаемой от учителей. [26,c.48]
На основе полученных данных обнаружен феномен дистанциированных сведений о наркотиках, получаемых детьми в зависимости от места жительства (центр и периферия). К числу регуляторов поведения подростков, которые могут вызвать интерес к наркотикам, исследователи называют различные поведенческие реакции и среди них - реакцию эмансипации (неприятие образа жизни родителей, нежелание подчиняться принятым нормам поведения, порядкам и законам общества); реакцию "группирования" со сверстниками, которая усиливается внушаемостью и взаимной индукцией в группе; реакцию имитации кумира (человека более старшего возраста с определенными возможностями и способностями).
Современная ситуация, связанная с незаконным оборотом наркотиков, представляет реальную угрозу не только для нормального функционирования и совершенствования социальных отношений, она способна вообще перечеркнуть будущую жизнь любого общества. Наркотизированное население вряд ли может решать какие-либо общественно значимые задачи. Оно озабочено лишь своими проблемами, связанными с поиском наркотиков или средств на их приобретение. От него можно ожидать любых антиобщественных проявлений, как влекущих административную ответственность, так и совершение преступлений небольшой, средней тяжести, тяжких и особо тяжких [8, с.28].
Сложность характеристики наркоситуации для школьной среды объясняется особенностями подросткового возраста, затянувшимся кризисом всех сфер общественной жизни, неустойчивыми социально-экономическими условиями, распадом детских и молодежных организаций, в которых проходил естественный для взрослеющего человека процесс социальной интеграции и личностного определения. Отрицательно воздействует на подростков и общая наркоситуация. Вокруг них создано такое информационное поле, которое образует благоприятную почву для рекламы и потребления наркотических средств [8,c.30].
Вывод: нужно создать комплекс мер по предотвращению распространения и применения наркотических средств.