Теоретические аспекты профилактики: понятие, виды, функции
Преемственность. Рассматривая этот принцип, хочется выделить два аспекта понимания этой особенности. Во-первых, необходимо обратиться к уже имеющимся системам профилактических мероприятий, существующих в странах, давно столкнувшимися с этой проблемой. Имея рабочие модели профилактики, выстраивать собственную систему превентивных мероприятий легче и эффективней, опираясь на плюсы и минусы их применения [17,c.167].
Неподготовленность, нежелание видеть реальное положение вещей, приводит к повторению ошибок, а не их анализу. Соблюдение этого принципа подразумевает согласованность профилактических мероприятий, проводимых различными учреждениями. Здесь следует сказать о единстве превентивных мер, реализуемых образованием, здравоохранением, правоохранительными органами, учреждениями социальной защиты населения и т.д. Каждая из названных организаций должна представлять свою роль в реализации профилактической программы, свою цель, ожидаемый от нее объем работ, использовать в реализации задач имеющиеся в распоряжении средства, способы и прочее.
Непрерывность. Профилактическая работа не должна ограничиваться только временными рамками. На сегодняшний день основной профилактический упор делается на работе с подростками и юношеством (диапазон от 12-13 до 16-17 лет). С другими возрастными категориями работа не ведется или применяются крайне неэффективные методы. Под непрерывностью профилактической работы в данном случае понимается наличие профилактических мероприятий на протяжении всей жизни, причем повышение адаптивных возможностей происходит ступенчато и включает в себя опыт, полученный ранее.
Систематичность. Работа по профилактике должна вестись систематически, а для этого все принимаемые меры должны быть сведены в систему, где каждая отдельная мера согласуется с другой, не противоречит ей. Рассогласованность применяемых мер может привести к дискредитации всей профилактической системы [12,c.25].
Умение выбирать главную цель. Цель профилактической работы реализуется через множество задач, каждая из которых может занимать первостепенное положение на определенном этапе. Здесь необходимо обладать четкой информацией относительно тех, на кого направлены превентивные меры. В соответствии с общей целью - можно уделять особенное внимание какой-то проблемной области, перенося фокус внимания на ту или иную частную проблемную область.
Соответствие задач поставленным целям. Четко простроенная система профилактики, где выделены элементы взаимосвязи между ними, поможет не только ясно сформулировать цель деятельности системы, но и выделить ряд задач, через реализацию которых возможно выполнение поставленной цели. Формулирование задач отражает и средства, и способы достижения необходимого результата, тесно связанного со структурой деятельности [15, с.21].
Структура профилактической деятельности может быть представлена единством 3-х компонентов:
- когнитивного (информационного);
- эмоционального (эмоционально-оценочного);
- поведенческого.
Когнитивный компонент профилактической деятельности отражает информационное наполнение превентивной системы. Участники профилактики должны получать достаточно достоверной информации по возникающим вопросам. Если это информация запугивающего характера, то ее интенсивность не должна быть чрезмерно сильной. Кроме того, участники должны обладать навыками оперирования информации, т.е. уметь добывать необходимую информацию, уметь ее анализировать, выделять причинно-следственные связи, выстраивать определенную систему проверки достоверности данных.