Наркомания как форма отклоняющегося поведения
Девиантное поведение, девиантность (лат. deviatio - отклонение) – это:
1. Поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) нормам и ожиданиям;
2. Социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям.[3]
К основным формам девиантного поведения принято относить алкоголизм, проституцию, наркоманию, самоубийство, преступность.
Употребление наркотиков. Как и пьянство, наркотизм связан с психическим экспериментированием, поиском новых, необычных ощущений и переживаний. По наблюдениям врачей-наркологов, две трети молодых людей впервые приобщаются к наркотическим веществам из любопытства, желания узнать, что «там», за гранью запретного. Иногда первую дозу навязывают обманом, под видом сигареты или напитка. Вместе с тем это групповое явление, связанное с подражанием старшим и влиянием группы. До 90% наркоманов начинают употреблять наркотики в компаниях сверстников, собирающихся в определенных местах.
Более точно распределение можно проследить по данным социологического опроса.[4] Приложение 1.
Исследование социально-психологических источников наркомании как социальной патологии вынудило ряд отечественных исследователей расширить свои представления об источниках этой формы социальной девиации, введя в научный оборот термин «аддиктивное поведение».[5]
Аддиктивное поведение (от англ. Addiction – пагубная привычка, порочная склонность) – одна из форм отклоняющегося девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности. Такой уход происходит путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых психоактивных веществ. Приобретение и употребление этих веществ приводит к постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности.[6]
Выделяют два пути аддиктивного поведения. Первый полисубстантный, характеризуется тем, что подростки пробуют на себе действие различных токсичных веществ, среди которых может быть выбрано наиболее привлекательное. Но злоупотребление может быть прекратится и до такого выбора. Второй путь – моносубстантное аддиктивное поведение, когда подростки злоупотребляют одним веществом. Чаще всего это обусловлено тем, что только к нему имеется доступ, но иногда намеренно отказываются от других веществ.
Этап первых проб служит началом аддиктивного поведения.
Первые пробы совершаются обычно под чьим – либо влиянием или в компании. В большинстве случаев сначала выбирается алкоголь, иногда курение гашиша или ингалянта, реже – препараты опия, стимуляторы или галлюциногены. Затем может последовать отказ от злоупотребления или повторная проба – нередко с большей частотой или в определенном ритме. Причиной отказа могут служить неприятные ощущения, страх наказания, опасения и переживания, разрыв с компанией или страх пристраститься к данному веществу.
Второй этап. Поисковое аддиктивное поведение.
Следующим за первыми пробами идет этап экспериментирования с различными видами психоактивных веществ – алкоголем, медикаментами, наркотиками, бытовыми и промышленными химикатами. Обычно оно присуще младшему подростковому возрасту. Для одних подростков важно их употребление как знак принадлежности к группе, для других – сам факт изменения состояния сознания («отруб», «отключка»), для третьих – качество вызываемого эффектов и особенности «кайфа». Как правило, этот этап разворачивается в компании и оформляется по алкогольному типу – для веселья, раскованности, обострения восприятия, снятия сексуальных барьеров, выражения отношения («не нюхаешь, значит, не уважаешь»). Характерно активное экспериментирование с поиском новых средств и способов их употребления (например, «зарядка» летучими веществами фильтр – коробки противогаза). По мере прохождения этого этапа формируется индивидуальное предпочтение одного из средств или предпочитаемый их спектр. Чаще всего это происходит уже в возрасте пятнадцати лет. Индивидуальной психической зависимости еще нет, но может формироваться групповая психическая зависимость, «автоматически» запускаемая сбором группы. В таких случаях медикаментозное лечение используется лишь для снятия интоксикации. Психотерапевтические техники и приемы образуют методологическую базу психопрофилактики; ведущую роль они могут играть при работе с детьми и подростками, у которых аддиктивное поведение является поведенческим проявлением внутриличностных проблем. Решающая роль при работе с аддиктивным поведением подростков принадлежит педагогам и социальным педагогам.