Заключение

Возможность работать и зарабатывать на полноценную жизнь, реализовывать с помощью трудовой деятельности потенциал творческой личности и достигать при этом желаемого социального статуса - одна из базовых ценностей современного общества. Поэтому сохранение здоровья человека, его профессиональной способности к труду - основная задача страховой защиты работников от рисков профессионального труда Как известно, профессиональный риск неравномерно распределяется между профессиональными группами работников, в результате общество и страны распадаются на "тех, кто производит риск", и "тех, кто находится под влиянием риска".

Мировой опыт свидетельствует, что не население, а социальные институты и организации способны объективно оценить приемлемый уровень профессионального риска с помощью инструментов публичного права.

Необходимо отметить некоторые специфические аспекты практической социальной работы с людьми, которые можно условно обозначить как «производственные вредности»: навязанность общения, монотония и психическое пресыщение из-за рутинности запросов и психологической «типажности» объективно сложных клиентов, невозможность эмоциональной разрядки во время работы и необходимость всё время быть «в форме» (психологическая несвобода), большие объемы работы с вынужденным выходом за пределы служебных полномочий, наконец, постоянное соприкосновение с отчаянием, болью, страданиями и горем других людей, нередко воспринимающих социального работника как персонификацию государства-обидчика. Преодоление этих и других объективных трудностей, а также низкой престижности и малооплачиваемости социальной работы требует от социальных работников высокого уровня профессиональной мотивации, компетентности и психологической устойчивости.

Управление профессиональным риском невозможно без учета концептуальных положений теории воспроизводства рабочей силы, качества трудовой жизни и устойчивого развития.

Снижение уровня профессионального риска может быть достигнуто посредством мероприятий по безопасности трудовой процесс организуется с учетом медико-биологических требований, проводится соответствующий профессиональный подбор и подготовка персонала.

[1] Измеров Н.Ф., Капцов В.А., Денисов Э.И., Овакимов В.Г. Проблема оценки профессионального риска в медицине труда// Медицина труда и пром. Экология. - 1993. - N 3-4. - С. 1-4.

[2] Измеров Н.Ф., Капцов В.А., Овакимов В.Г., Денисов Э.И. Концепция оценки профзаболеваний по категориям их риска и тяжести.// Медицина труда и пром. экология. - 1993. - N 9-10. - С. 1-3.

[3] Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР). М.: Прогресс. 1989, с.50

[4] Куличенко Р.М. “Профессиональное становление и развитие института социальных педагогов и России”. М1998г.

[5] Маслова Н.Ф. “Книга социального педагога”. Орел 1994г.

[6] Арнольдов А.С.”Живой мир социальной педагогики” М1996г

[7] Государственный доклад "Осанитарно-эпидемиологической обстановке в России в 1997 г."// Министерство здравоохранения РФ. - 1998.